У ребенка за языком маленький язычок

Когда нужна пластика уздечки языка

У ребенка за языком маленький язычок

Если вовремя не сделать операцию по подрезанию короткой уздечки языка ребенку, у него будут проблемы уже с момента рождения. Важно вовремя обратить внимание на данный дефект и принять необходимые меры для его устранения. О несложной, но часто необходимой операции нам рассказал стоматолог-хирург клиники “Медисса” Антон Измайлов.

Уздечка языка – это складка слизистой оболочки полости рта в виде дуги. Она располагается в зоне от середины языка до основания десен и дополнительно прикрепляет язык к челюстным костям.

Манипуляция по подрезанию уздечки языка носит название френулопластика. Она необходима для того, чтобы вернуть языку его нормальную подвижность, которой по некоторым причинам может не быть. А причина – в слишком короткой уздечке языка, которая часто встречается у новорожденных.

Когда проводится френулопластика?

Ребенку с очень короткой уздечкой языка сложно сосать грудь. Ему приходится проделывать трудную работу, он кричит, у него проступает пот от натуги. Это, в свою очередь, не позволяет набирать вес и может привести к какой-либо патологии. Поэтому очень часто пластику уздечки языка делает акушер (или для этого приглашается доктор) еще новорожденному младенцу.

Бывает так, что в роддоме по какой-либо причине не сделали операцию по подрезанию уздечки языка. В таком случае тот факт, что ребенок плохо сосет грудь, кричит, не спит по ночам, у него проступает пот во время еды, должен послужить сигналом к тому, чтобы проверить, все ли в порядке с подвижностью языка.

Стоит понимать, что данная операция не болезненна для новорожденного. Но ткань после операции рубцуется, и поэтому с возрастом может потребоваться повторная пластика. Эту операцию, как правило, производят в том возрасте, когда ребенок может сам сидеть в кресле. Однако нередко пластику уздечки языка делают уже взрослым людям, если в детстве этому дефекту не придали значения.

Если френулотомия не была сделана в младенческом возрасте

Если на раннем этапе не была произведена пластика уздечки языка и ребенок при кормлении не испытывал особенного дискомфорта, то вплетение волокон уздечки в десну может при постоянном движении языка приводить к оголению корней зубов (рецессии).

Это влечет за собой раннее выпадение молочных зубов и вызывает проблемы с постоянными зубами. В таком случае пластика уздечки языка может способствовать нормальному формированию постоянных зубов.

Так что на необходимость операции по подрезанию уздечки языка может указать врач-стоматолог.

Некоторые ортодонтические аппараты, в частности, пластинки, из-за короткой уздечки не могут правильно держаться во рту. Тогда ортодонт может рекомендовать сделать френулопластику.

Важный аспект, на который может негативно повлиять короткая уздечка языка, – это дикция. Ребенок с короткой уздечкой не может правильно выговаривать буквы. И часто именно логопед указывает родителям на дефект.

Как проводится операция?

Манипуляция по подрезанию уздечки языка абсолютно безболезненна. Делается анестезия при помощи укола, которого, благодаря анатомическому строению, ребенок даже не чувствует. Однако перед хирургом-стоматологом стоит задача наладить такой контакт с маленьким ребенком, чтобы помочь ему преодолеть психологический барьер.

Пластика делается при помощи скальпеля, иногда с применением хирургического лазера. Вариант операции врач подбирает в зависимости от сложности проблемы и анатомического строения конкретного пациента.

После пластики, в зависимости от объема вмешательства, могут накладываться швы.

Затем доктор назначает специальные логопедические упражнения, чтобы предотвратить формирование рубцовой ткани и не дать уздечке прирасти обратно в той или иной мере.

Есть ли противопоказания к френулопластике?

Часто не получается сделать операцию, если ребенок не контактный и не может сидеть в кресле. Тогда нужно подождать, чтобы ребенок немного подрос. Возможна также аллергическая реакция на анестезию. В этом случае подбирается альтернативный вариант, например, используется специальный анестезирующий гель.

Период заживления после френулопластики непродолжительный. Уже на следующий день ребенок забудет об операции. Но родителям важно делать с ребенком рекомендованные врачом упражнения, чтобы избежать повторной процедуры.

Татьяна Корякина

Благодарим за консультацию стоматолога-хирурга клиники “Медисса” Антона Измайлова (medissa.ua, (044) 502 67 67).

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/kogda-nuzhna-plastika-uzdechki-yazyka-728328.html

Какую роль играет небный язычек?

У ребенка за языком маленький язычок

Разное13 октября 2019 г., 18:31

Когда мы глотать твердую пищу или жидкости, язычок и мягкое небо вверх, чтобы закрыть носоглотку, тем самым предотвращая еду от входа в носовую полость. В следующей статье приводится информация о функциях язычка. Вкус, который является крышей ротовой полости и состоит из твердого неба и мягкого неба.

Небных язычка, который обычно называют язычок, маленькая, конической проекции, который висит вниз от мягкого неба в задней части горла. Он изготавливается из соединительной ткани, содержащей кистевидное желез и мышечных волокон. Мягкого неба, которое с медицинской точки зрения называется велум, мягкая часть крыши ротовой полости.

Ван uvulae мышцы мягкого неба, которая берет свое начало от задней носовой ости, и сочленяется с язычка. Эта мышца помогает поднять и вытянуть язычок. Когда дело доходит до функции язычка, вы столкнетесь с противоречивыми теориями и наблюдениями.

Хотя язычок и мягкое небо, как полагают, играют важную роль в артикуляции речи, удаление язычка-это ритуальная практика, которая все еще сохранилась в некоторых частях Африки. В некоторых культурах, удаление язычка является обеспечить терапевтический эффект.

Функции язычка

Язычок играет важную роль в артикуляции речи и глотания, который относится к процессу глотания.

Она также секретирует большие количества тонкой слюной, которая содержит серозного и слизистого компонентов, тем самым смазывание задней стенки глотки.

Некоторые певцы утверждают, что язычок помогает им производить вибрато, которое является пульсирующий эффект в пении, которое производится путем внесения изменений в поле.

Артикуляция речи

Все звуки речи производятся при конфигурации ого тракта изменяется воздушный поток. Например, задняя часть языка должна соприкасаться с мягкого неба для производства звуков, как K и G. Небного язычка и неба работают вместе для создания гортанные звуки. Арабский, немецкий, французский, иврит, Убых и Хмонг некоторые из языков, в котором увулярный согласных используются. Эти звуки, которые изложены на задней части языка.

Глотание

Язычок и мягкое небо работать в тандеме для того чтобы предотвратить еду от входа в носовую полость во время акта глотания. Поднимающей palatini вели и тензора palatini вели находятся мышцы, поднимающие мягкое небо и язычок, тем самым перекрывая проход в носоглотке. Это предотвращает пищу или жидкости от входа в полость носа. При глотании, лоскут хряща, называется надгортанник закрывает ую щель, тем самым предотвращая пищу или жидкости от входа в трахею. Рвотного рефлекса или инстинктивной реакцией рвотные позывы или рвота могут быть произведены путем прикосновения язычка или мягкого неба. Этот рефлекс может стать альтернативой использования рвотные средства для вызывания рвоты. Условия, связанные с язычка Поскольку язычок участвует в артикуляции речи, проблемы могут возникнуть, если нарушены функции язычка. Вот некоторые из заболеваний, которые связаны с язычка.

Небно-Глоточной Недостаточности

Термин 'небно-глоточного закрытия' относится к закрытию носовых дыхательных путей, что предполагает сокращение задней стенки полости рта и поднятие мягкого неба. Закрытие небно-глоточного необходим для производства оральных согласных давления. Этот механизм закрытия может вам негативно сказывается из-за анатомических или структурных дефектов, таких как короткое мягкое небо, волчья пасть, или субмукозная расщелина неба. Если язычок и мягкое небо не закрывалась против задней части горла, лишний воздух выходит в полость носа, вызывая носовые речи. При таких обстоятельствах, заинтересованное лицо не может быть в состоянии произносить отдельные согласные правильно.

Назальная Регургитация

Когда вы глотаете пищу, леватора и тензора вели palatini мышцы поднять язычок и мягкое небо закрывает носоглотку. Это предотвращает попадание пищи в носовую полость. Если этот механизм закрытия не работает, еда может ввести в полость носа. Регургитация пищи через нос может возникнуть у людей, страдающих тяжелыми небно-глоточной недостаточности.

Инфекции Язычок

Uvulitis, который относится к воспаление язычка, может возникнуть из-за инфекций, вызванных бактериями, вирусами и т. д.. Uvulitis характеризуется отеком слизистой оболочки вокруг небного язычка, что, в свою очередь, может привести язычок, чтобы стать три-пять раз больше своего нормального размера. Опух небный язычок также может вызывать ощущение удушья прикосновения горло или язык.

Храп

Считается, что нерегулярные воздушный поток из-за удлиненного язычка может привести к ткани в горле вибрировать, что в свою очередь может вызвать громкий храп или сопение во время сна. Дыхательных путей также может стать заблокирован, когда мышцы горла или язык становится спокойно и мягкого неба и языка развал на задней стенке верхних дыхательных путей. Это может предотвратить попадание воздуха в легкие, вызывая синдром обструктивного апноэ сна. Обструктивный апноэ сна-это расстройство сна, которое характеризуется нарушение сна из-за частичного или полного прекращения потока воздуха вследствие закупорки дыхательных путей. Такие эпизоды могут длиться нескольких секунд до минут. На заключительное Примечание, функции язычка включают создание гортанные звуки, и закрывает носоглотку для предотвращения пищу от входа в полость носа при глотании. Однако, язычок работает в сочетании с мягкого неба для выполнения вышеупомянутых функций. Хотя удаление язычка не рекомендуется в случае инфекций, uvulopalatopharyngoplasty (хирургическое удаление язычка и тканей в гортани), может быть предложено в случае людей, страдающих от громкого храпа или обструктивного апноэ сна.

Отказ от ответственности: информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя. Он не предназначен, чтобы быть заменой для консультации с врачом-экспертом.

Подпишитесь на нас в Telegram, если хотите знать больше

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://noi.md/ru/raznoe/kakuyu-roli-igraet-nebnyj-yazychek

Острый фарингит и тонзиллит (ангина)

У ребенка за языком маленький язычок

Воспаление слизистой оболочки глотки, нередко также миндалин (тонзиллит), вызванное инфекцией или раздражением.

1.

Этиологический фактор: в зависимости от возраста — у взрослых чаще всего вирусы (90–95 %; ОРВИ →разд. 18.1.2), реже бактерии (5–10 %). В большинстве случаев у детей встречается бактериальное воспаление, вызванное Streptococcus pyogenes (β-гемолитический стрептококк группы А — БГСА), у взрослых часто также Eusobacterium necrophorum; реже стрептококки группы С и G.

2. Резервуар и пути заражения: резервуаром и источником инфекции БГСА (и большинства других этиологических факторов) является больной человек (редко бессимптомный носитель), заражение происходит воздушно-капельным путем или при непосредственном контакте (в том числе с выделениями верхних дыхательных путей). Часто встречается бессимптомное носительство БГСА.

3.

Эпидемиология: наибольшая заболеваемость поздней осенью, зимой и ранней весной. Факторы риска (в зависимости от этиологии):

1) контакт с больным инфекционным фарингитом или с бессимптомным носителем (в том числе, родители детей школьного возраста или лица, контактирующие с такими детьми) — БГСА;

2) возраст — 5–15 лет — БГСА, дети и молодежь — инфекционный мононуклеоз (вирус Эпштейна-Барр); взрослые — F. necrophorum;

3) оральный секс — N. gonorrhoeae;

4) ослабленный иммунитет.

4. Инкубационный и заразный период:

1) вирусное воспаление — инкубационный период 1–6 дней; заразный период 1–2 дня перед возникновением симптомов до 3 недель после (в зависимости от этиологии). Заражение возникает у ≈2/3 лиц, находящихся в бытовом контакте с больным.

2) стрептококковое воспаление (БГСА) — инкубационный период от 12 ч до 4 дней; заразный период — 24 ч от момента начала эффективной антибиотикотерапии или ≈7 дней после исчезновения симптомов, если антибиотик не был использован. Риск передачи инфекции домочадцам ≈25 %.

3) воспаление, вызванное F. necrophorum — инкубационный период неизвестен.

В зависимости от этиологического фактора. наверх

1.

Стрептококковое воспаление (БГСА): внезапное начало, сильные боли в глотке и боль при глотании, головная боль, а иногда и боль в животе, тошнота и рвота (чаще у детей); лихорадка (>38 °С), фарингит и тонзиллит (ярко-красная или кроваво-красная слизистая оболочка, отек), четко отграниченные очаги экссудата на миндалинах (рис. 3.3-1), кроваво-красный и опухший небный язычок, вначале язык обложен, а потом «малиновый» (рис. 3.3-2), петехии на слизистой оболочке неба; болезненные, увеличенные передние шейные лимфоузлы (увеличение задних шейных лимфоузлов, как правило, указывает на вирусную этиологию); отсутствие кашля и насморка; эпидемиологические характеристики, которые повышают вероятность стрептококковой инфекции — возраст 5–15 лет, возникновение заболевания зимой или ранней весной, анамнез, указывающий на контакт с больным стрептококковой ангиной или с носителем БГСА.

Рисунок 3.3-1. Стрептококковая ангина

Рисунок 3.3-2. Малиновый язык

2. Воспаления, вызванные другими бактериями:

1) Arcanobacterium haemolyticum — у подростков и в молодом возрасте, следует учитывать при неэффективности ß-лактамных антибиотиков; симптомы схожи с таковыми при инфицировании БГСА. Часто имеет место скарлатиноподобная экзантема, после которой отсутствует шелушение эпидермиса.

2) F. necrophorum — чаще всего острый фарингит, часто длительный и рецидивирующий; симптомы, сходные с таковыми при инфекции БГСА. Особым видом является так наз. ангина Симановского-Плаута-Винсана (сопутствующее инфицирование спирохетами) — обычно односторонние налеты на верхнем полюсе миндалины, под налетами расположена язва; интенсивная односторонняя боль в горле.

3.

Вирусное воспаление: боль в горле (обычно не очень сильная), головная боль, мышечные и суставные боли; субфебрильная лихорадка или нормальная температура тела, фарингит, конъюнктивит (аденовирус), ринит, кашель, охриплость; иногда отмечается выраженное изъязвление слизистой оболочки полости рта (энтеровирусы, ВПГ-1) или диарея; генерализованная лимфаденопатия и спленомегалия могут указывать на инфекционный мононуклеоз →разд. 18.1.9. При воспалении, вызванном ВПГ-1, — болезненное увеличение лимфатических узлов переднего треугольника шеи.

4. Естественное течение: большинство фарингитов (в том числе бактериальных) проходит самостоятельно — вирусное воспаление в течение 3–7 дней, вызванное БГСА в течение 3–4 дней (даже без антибиотика). При отсутствии лечения, инфекция БГСА имеет несколько более высокий риск гнойных осложнений и (очень редко у взрослых) ревматической лихорадки. 

ДИАГНОЗ

Дополнительные методы исследования наверх

1. Экспресс-тесты на наличие антигенов БГСА: материал — мазок из зева (→ниже); умеренная чувствительность, высокая специфичность, положительный результат подтверждает инфекцию, отрицательный — исключает инфекцию у взрослого пациента (у ребенка требует подтверждения посевом мазка из зева). наверх

2. Посев мазка из зева и миндалин: при подозрении на заражение БГСА (если нет возможности выполнить экспресс-тест) или при другой бактериальной инфекции (N. gonorrhoeae, C. diphtheriae [дифтерия]). При помощи стандартного мазка невозможно выявить F. necrophorum и A. haemolyticum.

Мазок берут с обеих миндалин и задней стенки глотки (не дотрагиваясь языка и щек — слюна содержит факторы, тормозящие рост БГСА) тампоном из готового комплекта с транспортной средой (агарозный гель) или обычным смоченным 0,9 % NaCl тампоном; после забора поместить его в стерильную пробирку с пробкой.

Материал хранить при комнатной температуре и как можно быстрее доставить в микробиологическую лабораторию (без транспортной среды в течение 4 часов).

Выставить точный диагноз или исключить заражение БГСА на основании клинической картины невозможно.

Клинические и эпидемиологические критерии полезны в выявлении пациентов, у которых вероятность наличия БГСА велика (показано сделать посев мазка из зева или экспресс-тест на наличие антигенов БГСА) или мала (нет необходимости в бактериологических исследованиях). Основное значение имеет принятие решения о необходимости лечения антибиотиком (заражение БГСА):

1) на основании клинических и эпидемиологических критериев (шкала Центора) оцените вероятность заражения БГСА и примените соответствующие меры →табл. 3.3-1. Если бактериологические исследования не доступны, а симптомы ярко выражены → назначьте антибиотик, активный в отношении БГСА. Ангина при скарлатине в 100 % обусловлена БГСА.

2) результат экспресс-теста на антигены:

а) отрицательный → примените симптоматическое лечение;

б) положительный → примените антибиотик, активный в отношении БГСА.

3) если назначен посев мазка из зева, а симптомы ангины ярко выражены → рассмотрите вопрос о назначении антибиотика до получения результата. Следует прекратить антибиотикотерапию, если результат посева отрицательный. Не следует определять чувствительности БГСА к антибиотикам (чувствительны к пенициллинам), если нет необходимости использовать макролиды (часто устойчивость).

Таблица 3.3-1. Шкала Центора, модифицированная МакАйзеком

Симптом/критерийКоличество баллов
температура тела >38 °C1
отсутствие кашля1
увеличение передних шейных лимфатических узлов1
экссудат на миндалинах и их отек1
возраст 3–14 лет1
возраст 15–44 года0
возраст >45 лет–1
Рекомендуемая тактика ведения больного в зависимости от суммы баллов
Сумма балловРекомендуемая тактика
0–1симптоматическое лечение, нет необходимости проведения бактериологического исследования
2–3показано проведение экспресс-теста на наличие антигенов БГСА (если не доступен → выполните посев мазка из зева); решение о лечении в зависимости от результатов
4– ярко выраженная симптоматика → назначение антибиотика– умеренная симптоматика → показано проведение экспресс-теста на наличие антигенов БГСА (если не доступен → выполнить посев мазка из зева); решение о лечении в зависимости от результатов

Дифференциальная диагностика В случае стрептококковой инфекции (БГСА):

1) вирусные инфекции верхних дыхательных путей (в том числе ОРВИ →разд. 18.1.2); возможно сочетание вирусной инфекции и носительства БГСА (трудно отличить от стрептококковой ангины, частая причина выставления диагноза «рецидивов» стрептококковой ангины несколько раз в течение года); антибактериальная терапия не обязательна.

Экссудативные изменения на миндалинах появляются при инфекциях, вызванных БГСА, вирусом Эпштейна-Барр аденовирусами и A. haemolyticum, а также при ангине Симановского-Плаута-Винсана.

Изменения преимущественно на небно-языковых дужках и язычке говорят о диагнозе герпангины (энтеровирусы), при инфекции ВПГ-1 пузырьки, эрозии и язвы присутствуют также в передней части ротовой полости.

2) мононуклеоз — чаще всего инфекционный (вирус Эпштейна-Барр →разд. 18.1.9 очень напоминает стрептококковую ангину), редко встречается при цитомегаловирусной инфекции и токсоплазмозе;

3) ринит с выделениями, стекающими по задней стенке носоглотки;

4) эпиглоттит, заглоточный абсцесс;

5) ангина иной бактериальной или грибковой этиологии (очень редко) — определяющим является результат посева (S. аureus выделенный из посевов из зева не является причиной тонзиллита);

6) гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, тиреоидит, новообразование глотки — преимущественно хронические боли в глотке (иногда с воспалением).

ЛЕЧЕНИЕ

Антибиотикотерапия

Не применяется при вирусной инфекции. Варианты лечения при стрептококковой ангине (эффективны также при инфекции F. necrophorum, за исключением макролидов):

1) феноксиметилпенициллин (V) 1 млн. МЕ (500 мг) каждые 12 часов в течение 10 дней (до сих пор не выявлено штаммов БГСА, устойчивых к пенициллину); наверх

2) цефалоспорины I поколения, напр. цефадроксил 1 г каждые 24 ч, цефалексин 750 мг каждые 12 часов в течение 7–10 дней (может быть применен у пациентов с повышенной чувствительностью к производным пенициллина, иной чем I типа);

3) в случае сомнений, будет ли пациент принимать антибиотик п/о в течение 10 дней → бензатин пенициллин 1,2 млн. ЕД в/м однократно;

4) у пациентов с гиперчувствительностью I типа к пенициллинам → макролиды (эритромицин [циклический карбонат] 500 мг каждые 12 часов в течение 10 дней; кларитромицин 250 мг каждые 12 часов в течение 10 дней или 500 мг в виде таблеток с модифицированным высвобождением каждые 24 ч в течение 5 дней; азитромицин 500 мг в первый день, затем по 250 мг каждые 24 ч в течение 4 дней) — не использовать в качестве антибиотика первого выбора (быстро растет устойчивость БГСА).

При инфицировании устойчивым штаммом или клинической неэффективности (которая может свидетельствовать о другой этиологии, напр. A. haemolyticum) → клиндамицин 150 мг каждые 6 часов или 300 мг каждые 12 часов в течение 10 дней.

Не использовать ко-тримоксазол, тетрациклины, или аминогликозиды (высокий процент резистентных штаммов БГСА)!

При подозрении на инфицирование ВПГ-1 → ацикловир 200 мг 5 × в день.

Симптоматическое лечение

1.

Отдых, большое количество жидкости (особенно, если есть лихорадка)

2. Для снятия боли и снижения температуры парацетамол или НПВП (напр. ибупрофен)

3.

Препараты для рассасывания с местным обезболивающим и противовоспалительным действием (напр. содержащие бензидамин, лидокаин, холина салицилат).

Возможны рецидивы инфекции БГСА, но нет никаких показаний к регулярному проведению контрольных посевов из зева (за исключением лиц, которые перенесли ревматическую лихорадку). В случае неэффективности лечения или рецидива инфекции БГСА проверьте рекомендуемую дозировку антибиотика, а также добросовестно ли пациент принимал лекарства. наверх

При стрептококковом воспалении: наверх

1) гнойные осложнения (ранние) — окологлоточный абсцесс, гнойное воспаление шейных лимфатических узлов, гнойное воспаление среднего уха и/или сосцевидного отростка, гнойный синусит;

2) поздние иммунологические осложнения (очень редко у взрослых) — ревматическая лихорадка, острый гломерулонефрит;

3) другие (очень редко) — бактериемия, пневмония, менингит;

4) при инфицировании F. necrophorum — синдром Лемьера (паратонзилярный абсцесс с тромбофлебитом внутренней яремной вены), сепсис с наличием абсцессов в разных органах.

Благоприятный — даже нелеченные стрептококковые фарингиты саморазрешаются. Осложнения у взрослых возникают редко. наверх

Источник: https://empendium.com/ru/chapter/B33.II.3.3.

Короткая уздечка языка у ребенка: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

У ребенка за языком маленький язычок

Аномалия развития, обусловленная укорочением подъязычной связки, что препятствует полному объему движений языка в ротовой полости, нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, вызывает смещение зубных рядов, способствует формированию неправильного прикуса, гингивита и пародонтита.

Причины

Практически в 50% случаев короткую уздечку языка ребенок наследуется от одного из родителей. Ненаследственные случаи укороченной подъязычной связки могут быть обусловлены вредным воздействием на эмбрион в первом триместре, в период формирования зубочелюстной системы.

Триггерами данной аномалии считаются токсикозы беременности, вирусные заболевания женщины, прием медикаментозных средств, стрессы, некоторые профессиональные вредности, например, работа с красками, лаками, химическими веществами.

Специалисты полагают, что малые аномалии развития чаще встречаются у детей, рожденных от матерей в возрасте старше 35 лет.

Однако несмотря на пристальное внимание к данной проблеме причины формирования короткой уздечки языка у ребенка пока мало изучены.

Симптомы

Специалисты выделяют 5 типов короткой уздечки, которая может ограничивать подвижность языка у ребенка:

тонкая, прозрачная укороченная уздечка, которая ограничивает подвижность языка;

тонкая, полупрозрачная укороченная уздечка, которая прикреплена своим передним краем близко к кончику языка, в результате чего при его подъеме вверх кончик раздваивается в виде сердечка;

укороченная уздечка языка, представляющая собой толстый, мощный, непрозрачный тяж, прикрепленный близко к кончику языка и ограничивающий подвижность языка:во время движения его кончик подворачивается, а спинка поднимается горкой;

короткий плотный тяж уздечки сращен с мышцами языка, данная патология очень часто встречается у малышей с врожденными расщелинами губы и неба;

тяж уздечки практически не выделяется, а его волокна переплетаются с мышцами языка, что значительно ограничивает его подвижность.

При данной аномалии у детей могут возникать проблемы при вскармливании, становлении речевой функции и развитии зубочелюстной системы. Степень выраженности функциональных нарушений у малыша с короткой уздечкой языка зависит от протяженности и эластичности связки, места ее прикрепления, длины и гибкости свободного края языка.

Практически у четверти детей с данной патологией возникают трудности при грудном вскармливании. Укороченная уздечка не позволяет правильно ребенку захватить ртом грудь, в следствии чего ухудшает захват соска или малыш неоднократно теряет грудь в процессе кормления.

Во время сосания груди у таких малышей появляются типичные звуки щелканья языком, определяется беспокойное поведение и повышенная утомляемость.

В следствии таких нарушений во время кормления ребенок высасывает меньший объем молока, который является недостаточным для его насыщения, в результате чего у него отмечается недостаточная прибавка массы тела, а в тяжелых случаях – развитие гипотрофии.

Диагностика

Постановка диагноза не связана с возникновением трудностей. Чаще всего данная аномалия обнаруживается у новорожденного сразу же после рождения во время его осмотра специалистом.

У старших детей родители самостоятельно могут заподозрить наличие дефекта, если ребенок не может облизать губы, достать языком до верхних зубов или высунуть кончик языка изо рта. При посещении специалиста для оценки функциональности лингвальной уздечки иногда может применяться тест Э. Хазелбейкер.

Лечение

Абсолютными показаниями к хирургическому лечению короткой уздечки языка считаются проблемы с кормлением ребенка, смещение зубного ряда и формирование неправильного прикуса.

В случае выявления нарушения звукопроизношения, данный дефект примерно в 90% случаев может быть скорректирован посредством растягивания подъязычной связки в рамках логопедических занятий по коррекции дислалии с помощью специальных упражнений.

В случае нарушения прикуса, обусловленного короткой уздечкой языка, показано ортопедическое лечение.

В том случае, если укороченная уздечка препятствует нормальному кормлению, ее рассекают еще во время нахождения ребенка в роддоме.

Данная операция является совершенно безболезненной и проводится без использования анестезии. Для остановки кровотечения малыша сразу прикладывают к груди матери.

У детей младше 9 месяцев рассечение короткой уздечки языка проводится с помощью ножниц под местной аппликационной анестезией.

В более старшем возрасте рекомендовано проведение пластики уздечки языка, обусловленное ее рассечением и перенесением места ее прикрепления с наложением швов. После оперативного лечения таким малышам необходимы занятия с логопедом для преодоления стереотипных речевых привычек и формирования правильных речевых навыков.

Профилактика

На данный момент методы профилактики короткой уздечки языка не разработаны, так как до конца не изучены причины развития данной аномалии.

Источник: https://www.obozrevatel.com/health/bolezni/korotkaya-uzdechka-yazyika-u-rebenka.htm

Паталогии в строении языка

У ребенка за языком маленький язычок

Язык – сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём  могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы  у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия), или непомерно большой язык (макроглоссия).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются  проблемы с пищеварением, ребёнок  недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии,  детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и  занятия с логопедом.

Макроглоссия, или, как говорят логопеды, – массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка.   К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого  постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично.

Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге.

Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична,  после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же,  при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык»). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы.

В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции.

Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей  также должен привлечь  слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему  порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка  вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет,  кончик языка отклоняется в сторону, – налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления – следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети  с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название.

При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен.

Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

  

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае  язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы.

Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков.

Операция здесь не поможет, вся надежда  на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто.  Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит.

Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых,  без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости.

Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими  хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» – вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу.

Это тот самый короткий  миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот  быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба.

Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» – с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком».

«Давай и в твоём ротике вырастим грибок», – говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу  может и не получиться.

Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», – ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры – самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка  может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров  приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых  отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».
  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии  помешают своевременному появлению не только звуков [Р] – [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л'], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители  в большинстве  своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке.  Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка  якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов.

Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и  создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось».

На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма.

В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее.

Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия  отказа от операции:

– формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

– неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

– нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

– тихий «иссякающий» голос, невыразительная речь;

– нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

– сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор – за родителями. Если они всё же решатся  на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

– клинический анализ крови с гемосиндромом;

– клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации  у логопеда, в него будут включены специальные артикуляционные упражнения. Если их не делать, результат всех мучений будет равен нулю.

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

Источник: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/deti-ot-1-3/81-patalogii-yazyka.html

 

 Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок разговаривал красиво, четко и понятно. При помощи очень простых упражнений, можно помочь крохе формировать правильную артикуляцию.

Что такое артикуляция?  Для маленьких деток – это гримасничанье, то занятие, которое они очень любят своего рода игра. Задача родителей – направить в нужное русло гримасы ребенка в игровой форме.Для начала начнем с массажа мышц лица.

 

Вы спросите: захочет ли ребенок делать массаж? Напомню, мы все делаем в игровой форме!

    Итак, начали. Сначала мышцы лица необходимо расслабить.Своими руками или ручками ребенка или показывая на себе, и приговаривая, как мы гладим щечки, лобик, подбородок малыш повторяет действия вслед за мамой.

Играем дальше:

·         Растягиваем губы – улыбаемся! и чем шире улыбка, тем эффективнее упражнение. Стимулируем ребенка улыбаться как можно чаще.

·         Сжимаем губы – упражнение называется «рот на замок». Ребенок повторяет за мамой такие действия: ротик открыли и резко закрыли (сжали).

·         Сложить губки трубочкой, можно погудеть при этом.

·         Далее упражнение, которое ребенок выполняет следом за мамой: нужно верхними зубками покусать нижнюю губку и наоборот, нижними зубками – верхнюю губку.

·         Упражнения с языком особенно любят дети. Мы часто ругаем их за то, что малыши показывают язык, а оказывается наоборот – это очень полезно, но только не посторонним взрослым дядям и тетям и другим деткам, а на занятиях с мамой.

Какие же это упражнения? Высовываем язык как можно сильнее, но следим, чтобы он был расслаблен. В противном случае лучше это упражнение не делать.

Двигаем языком из стороны в сторону (не касаясь губ), делаем круговые движения языком, как бы облизываем губки.

·         Если ребенок достаточно взрослый, можно научить воспроизводить языком звуки: щелканье, цоканье, как «лошадка»

·         Очень полезно стимулировать ребенка к речи, рассказывая вместе с ним детские потешки, стишки, имитировать различные звуки.Примером служит всем известный стишокМама: Гуси, гуси        Ребенок: Га-га-гаМ: Есть хотите?          Р: Да-да-даМ: Ну летите               Р: Нам нельзя (если сможет сказать)М: Серый                     Р: волк

М: Под горой не пускает нас   Р: домой.

·         Воспроизведение звуков животных: Му-у-у, Ме-е-е, Ко-ко-ко и т.д.
звуков неживой природы: шуршание листьев – ш-ш-ш, едем машина ж-ж и т.д.

  Вот самые простые упражнения, которые каждая мама может выполнять дома и помочь своему малышу научиться красиво разговаривать.
  Конечно,  ребенок не сразу начнет повторять упражнения правильно, не беда! Повторяя изо дня в день  эти упражнения, все обязательно получиться!

      Но, бывает и так, что Вам сообщают, что у вашего ребенка короткая подъязычная уздечка. Многие родители спрашивают:  «Что делать? Подрезать ее или нет?».

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

    Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.

  Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу. 
У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.
Короткая подъязычная связка (уздечка)
 — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).

Короткая подъязычная уздечка:

·         может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые «верхние звуки», т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь.

·         может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

·         может быть и причиной нарушения дикции.

Дикция – это ясность, разборчивость произнесения

·         в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут  отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?
Здесь два пути:

·         Оперативное вмешательство

·         Растяжение подъязычной уздечки

     Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать Мы, логопеды, рекомендуем не ждать. Начните растягивать уздечку уже сейчас. Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки.

Быть может, что ваши усилия помогут избежать в дальнейшем операции по подрезанию подъязычной уздечки. Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Помните! Малыш не сможет сесть с Вами перед зеркалом и выполнять упражнения по Вашей инструкции. Превратите все в игру.

Тогда Ваш ребенок с пользой и с удовольствием проведет время.

Самым маленьким можно посоветовать такие упражнения:

·         «Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце. Можно тянуться языком за ложечкой

·         «Дотянись языком до подбородка»

·         «Дотянись языком до носа»

·         «Качели».

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Так качаются качели. Выше дуба, выше ели        На качелях мы взлетели.     А скажите, вы б сумели 

Язычком «качать качели»?

·         «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким.

Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.Едем, едем на лошадке, По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка, Кушать пудинг сладкий.Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.

Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

·         «Вкусное варенье».   Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

·   «Маляр»

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

Предложите ребёнку языком, как «кисточкой»,  покрасить в «доме» – ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)Красить комнаты пора.Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем

·   «Барабан»

     Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка.

Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д».

Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп. Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

·   «Грибок»

  Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.   
Повторить упражнение 2-3 раза.

·   «Гармошка»

  Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот.

Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,Рот пошире открываю,К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу

Помните!

·         Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.

·         Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.

·         Чем старше ребенок, тем сложнее  растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

Учитель-логопед: Конина Ирина Александровна

Источник: http://dou49-krkam.caduk.ru/p430aa1.html

Страница Врача
Добавить комментарий