Психосоматика астмы у детей

Психосоматика-2. Астма

Психосоматика астмы у детей

Конкретный пример. Бронхиальная астма.

Бронхиальная астма считается классическим примером психосоматического заболевания, часто описывается во всевозможной учебной литературе и лекционных курсах. На ее примере я предлагаю рассмотреть механизмы формировани и течения заболевания с психосоматической «окраской».

Итак, что же это такое? По определению American Thoracic Society бронхиальная астма это «клинический синдром, характеризующийся повышенной чувствительностью трахеобронхиального дерева к различным стимулам.

Основные симптомы астмы – пароксизмы одышки, свистящего дыхания и кашля, которые могут варьировать от легких, почти неопределяемых до тяжелых и неуменьшающихся (астматический статус).

Основным физиологическим проявлением этой гиперчувствительности является лабильная обструкция дыхательных путей».

Предрасположенность к бронхиальной астме рассматривается по следующим категориям: наследственная предрасположенность, генетические факторы, болезни матери, патология беременности, особенности конституции, особенности развития и болезни в детский период, особенности труда, быта и болезни взрослых, биологические дефекты.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы считается типичный для данного заболевания приступ удушья. Именно приступ удушья и астматическое состояние, имеющие типичную клиническую симптоматику, отличают бронхиальную астму от других обструктивных болезней легких.
А, собственно, в чем же психологический аспект?

Астма в свете психоанализа.

«Астма имеет компоненты истерического конверсивного симптома, поскольку она может служить прямым и частичным заместителем подавленной эмоции, такой, как стремление к плачу. Дыхание, хотя и автоматическая функция, находится под контролем произвольной иннервации» (А. Александер).

Проще говоря, согласно этой теории астма – символическое выражение крика младенца.

Сначала, по-видимому, плач – это часть автоматической реакции, снимающей эмоциональное напряжение и призывающей мать, которая должна снизить уровень дискомфорта.

Впоследствии ребенок реагировать на состояние дискомфорта уже произвольной реакцией плача, и этот способ реакции впоследствии закрепляется при наличии подкрепления.

Получается, что присутствие матери связывается у ребенка со снижением дискомфорта. Образуется важный условный стимул.

И наоборот, постепенно отсутствие матери, которое связывается у ребенка с состоянием дискомфорта, становится заученными стимулом к развитию тревоги, которая становится мотивом к реакции плача.

При неподкреплении реакция просто затухает, однако ее можно подавить и наказанием, что приводит к конфликту между двумя видами тревоги: мотивирующей и подавляющей плач, так как на признаки материнского неудовольствия плачем у ребенка тоже развивается тревога, страх.

Если плач не подкрепляется удовлетворением потребностей, то он начинает пробовать другие респираторные реакции, напоминающие астматические: вздохи, хрипящее дыхание, кашель и т.п. И если эти реакции подкрепляются уменьшением тревоги в связи с привлечением внимания матери, вероятность их употребления возрастает.

Однако действительно отвергающее поведение матери встречается довольно редко, чаще встречается не вполне осознаваемая тенденция к отверганию, трансформирующаяся в гиперопеку.

Эта тенденция, несовместимая с морально-этическими нормами матери, приводила к чувству вины, которое смягчалось взаимно изматывающей чрезмерной опекой матерью больного ребенка.

В результате получается инфантильная личность, у которой симптомы бронхиальной астмы и становятся средством самовыражения.

Астма, как защитный механизм.

Согласно исследованиям ученых, астма у ребенка зачастую служит для ухода родителей от конфликтов в семье, является важным фактором, своего рода стабилизатором отношений.

Было выделено шесть вариантов нервно-психического механизма развития астмы в подобных ситуациях, фиксации приступов удушья, способствующих затяжному, хроническому течению заболевания, не поддающемуся лечению традиционными средствами:

» истероподобный;« неврастеноподобный;« шунтовой;« ипохондрический;« анозогнозический;

« псевдоанозогнозический

Три первых механизмы при конфронтации индивидуума с конфликтной ситуацией обуславливают нарастание психоэмоционального напряжения, непосредственно разрешаемого развитием приступа удушья, а последующие три находят свое проявление особенностях жизненной позиции больного, предопределяющей поведение, которое затрудняет лечение заболевания (хронизирующие факторы).

Приступы удушья, провоцируемые при истероподобном механизме, приводят к устранению из поля внимания неприемлемого для больного мотива, отказу от самостоятельного решения трудностей, уклонению от реальной оценки собственной роли в конфликтной ситуации.

Предшествующее эмоциональное напряжение снижается, конфликтные переживания смягчаются, развивающиеся по такому механизму приступы удушья приобретают характер «условной приятности», так как освобождают больного от трудной для него ситуации, вернее от необходимости решения ее.

В таком случае формируется тенденция бегства в болезнь.

Астма служит больному для привлечения внимания, признания, адаптации в семье.

Болезнь является мощным орудием управления членами семьи. Деятельность семьи подчинена интересам больного, интересы здоровых членов семьи игнорируются или недооцениваются, что ведет у них к нарастанию озлобления особым положением больного в семье.

Однако суета вокруг больного не утихает, обусловленная морально-этическими представлениями. При этом подавленное раздражение, «жертвенность» не ускользают от внимания больного, так как сквозит в жестах, тоне речи, выражении лица членов семьи.

И тогда он «наказывает» родственников за «неискренность» очередным приступом удушья.

Степень осознаваемости этого механизма может быть различной. В начале заболевания (главным образом у детей) больной почти осознанно, желая уйти от требований окружения, вызывает у себя приступ. «Главное настроить себя на приступ, взвинтить себя, понервничать, и приступ разовьется сам собой», – отмечают некоторые больные.

Часто астма развивается и по пути имитации, особенно в семьях, где один член уже болен бронхиальной астмой (феномен псевдонаследственности). Иногда бронхиальная астма начинается в стрессовой ситуации при общении с больным членом семьи на фоне полного благополучия органов дыхания.

При неврастеноподобном пути фиксации заболевания имеет значение внутриличностный конфликт, сходный с конфликтом у больных неврастенией. Однако он решается не с помощью невротической защиты, а с помощью приступов удушья, которые можно рассматривать, механизм защиты.

Иногда он начинает провоцировать всеми возможными способами развитие в семье так называемой игры «скандал» (Э. Берн), чтобы вызвать эмоциональное напряжение и последующий приступ удушья.

Таким образом, ощущение собственной ответственности за развитие бронхоспазма вытесняется из сознания больного («меня вывели из себя родственники»), уровень тревоги снижается, и данный стереотип поведения подкрепляется.

Шунтовой механизм психогенной провокации приступов бронхиальной астмы можно понять с позиции «групповой психосоматической защиты». В семьях больных отрицалось наличие какой-либо проблемы, кроме болезни ее члена, то есть в семье хоть и существуют «тлеющие», не всегда осознаваемые проблемы, открытая конфронтация с ними избегается.

При начинающейся ссоре родителей у ребенка (или другого члена семьи) развивается удушье, которое уводит родителей от выяснения отношений путем переключения на более «насущную» проблему.

Вслед за этим больной получает подкрепление в виде внимание и заботы конфликтующих членов семьи.

Роль «миротворца» прочно врастает во внутрисемейные отношения, затем автоматизирует наступление приступа удушья.

Больные с подобным механизмом испытывают потребность в привлечении и удержании внимания членов своей семьи, для них характерны реакции, сопровождающиеся чувством вины, аутоагрессией.

Таким образом, в данном случае болезнь, с одной стороны, является своеобразным стабилизатором особого рода отношений в семье, с другой стороны, сами симптомы заболевания поддерживаются и хронизируются семейным климатом.

Такая семейная система способствует фиксации симптоматики больного, так как ее члены стремятся сохранить свойственный им ригидный стереотип избегания конфронтации.

Больные с ипохондрическим механизмом фиксации приступов удушья, как правило, с детства воспитываются в семьях с атмосферой «культа болезни».

Повышенное внимание к ним способствует формированию тревожно-мнительной личности. Появление даже легких дыхательных расстройств привлекает к ним внимание больного и членов его семьи.

У таких больных легко теряется «врачебная перспектива», и они чаще подвержены ятрогениям.

Анозогнозическое отношение к болезни проявляется в условиях высоких требований в воспитании, поощрении тенденций ребенка к самостоятельности, нередко преждевременной, развивается склонность к пренебрежению симптомами болезни и лечению. Это обусловливает позднее обращение к врачу, развитие тяжелейших астматических статусов.

При ложноанозогнозическом отношении к болезни больной, несмотря на то, что достаточно адекватно оценивает тяжесть своего заболевания, всячески скрывает его от окружающих. Чаще всего это связано с неприятием такого человека в семье, в социальной группе.

Такие больные ищут нетрадиционных методов лечения, что зачастую приводит к усугублению симптомов заболевания.

Бронхиальная астма и эмоции.

Известно, что обострения астмы часто связываются с периодами повышенной эмоциональности. Однако причинно-следственные отношения, связывающие астму и эмоции, до конца не ясны. Как уже говорилось выше, до сих пор не выяснено, является ли высокая тревожность при астме патогенетическим фактором, или она развивается в результате постоянного страха удушья.

В каждом конкретном случае эти компоненты предстают в различных соотношениях в зависимости от множества факторов: ведущего патогенетического механизма бронхиальной астмы, степени тяжести и длительности заболевания, особенности личности больного.

1. «Запускающим» заболевание фактором может быть острая или пролонгированная (хроническая) психологическая травма, как при наличии соматической предрасположенности (наследственность, аллергия, хронические инфекции дыхательных путей), так и при его отсутствии.

В этих случаях бронхиальная астма развивается по принципу, близкому к механизму стрессового нарушения, а приступы могут чередоваться с «наплывами» тревоги.

Показано, что не сами по себе жизненные события, какими тягостными они ни были, а именно активное избегания обсуждений данных событий, стремление волевым усилием подавить тягостные переживания служит факторами ухудшения соматического состояния.

2. Стало уже притчей во языцах, что для астматика одна мысль о забытом дома ингаляторе, является фактором, способным запустить приступ удушья. Эмоции как негативного, так и позитивного спектра являются провокаторами приступа.

В число эмоционально-стрессовых воздействий, достоверно снижающих показатели бронхиальной проходимости и вызывающих приступ удушья, по данным разных авторов, включены: записанный на магнитофон голос матери, прослушиваемый ребенком-астматиком, обсуждение в группе больных разного рода неблагоприятных жизненных обстоятельств, воспоминания о наиболее травмирующих эпизодах жизни.

Паника и другие фобические реакции, столь характерные для больных бронхиальной астмой, способствуют ухудшению болезни, прямо влияя на способность больного к принятию решения в критических обстоятельствах, на эффективность управления приступом.

Тенденцию к передозировке лекарств: врачи почему-то назначали им более интенсивную стероидную терапию, не ориентируясь при этом на объективные показатели активности болезни, а находясь под влиянием психологических реакций больного.

Не хочется призывать рассматривать психосоматический подход к развитию и течению бронхиальной астмы, как единственно верный.

Впрочем, то же самое можно отнести и к целому ряду других заболеваний, например, гастриту, язвенной болезни, стенокардии.

Просто иногда очень хочется, чтобы «традиционная» медицина подходила к каждому больному индивидуально, учитывая не только состояние тела, но и душевное состояние.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2006/07/04_a_689956.shtml

Мама, успокой меня! Астма у детей: психосоматика, лечение

Психосоматика астмы у детей

Когда ребенок начинает задыхаться, родители бросают все силы на его исцеление. Ищут самых лучших врачей, не жалеют денег на дорогие лекарства и ингаляторы. Но мало кто задумывается о том, что главный фактор победы над диагнозом “астма” у детей — психосоматика, лечение и устранение психологических причин детского удушья.

Бронхиальная астмахроническое заболевание дыхательных путей, при котором воспаляются и сужаются бронхи. Это приводит к одышке, свистящему дыханию, сильному кашлю, переходящему в удушье.

В 80% случаев астма начинается у детей до 7 лет. К болезни больше склонны малыши — аллергики. Первые приступы могут быть спровоцированы аллергенами, инфекциями, приемом лекарств и витаминов, стрессом.

Психосоматика астмы у детей

Лечение заболевания обычно требует приема лекарственных препаратов. Иногда врачи назначают даже гормональные средства, которые небезопасны для детского организма. Но все это приводит лишь к облегчению симптомов.

Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, задумайтесь об устранении ментальных причин болезней у малышей. Давно замечено, что приступы удушья возникают у чувствительных детей, которые нуждаются в повышенном внимании, например, после развода родителей или когда они начали посещать детский сад.

Некоторые специалисты говорят, что одышка похожа на крик ребенка, зовущего мать. Часто малыш таким образом требует внимания и материнской любви. И если плач взрослые могут проигнорировать, то приступы удушья уж точно привлекут их внимание.

Поэтому можно долго ходить по врачам и пичкать ребенка вредной химией, но если не придать значения главному аспекту астмы у детей — психосоматике, лечение будет помогать лишь временно.

Есть и другая метафизическая причина бронхоспазма в детском возрасте — это, напротив, чрезмерный контроль со стороны родителей, когда они буквально “душат” ребенка своей заботой.

Лууле Виилма считает, что спазмы возникают из-за ощущения несвободы, когда человек чувствует себя пленником.

С причинами и лечением астмы у взрослых вы можете ознакомиться в статье «Задыхаюсь от чувств! Астма: психосоматика»

Лечение психосоматики у детей

Исцеления астмы и других заболеваний показывают, что изменение обстановки в семье благоприятно сказывается на здоровье детей.

Чтобы помочь ребенку, подумайте о том, какая атмосфера его окружает. Может быть, его обижают в детском саду или школе, или он недополучает от вас внимания и любви?

Присмотритесь к поведению ребенка, к примеру, как он реагирует на замечания.

Если ему сложно, научите его навыкам общения. Постарайтесь учитывать способности и ценности ребенка и не отдавать его на шахматы, если он хочет танцевать. Давайте ему больше свободы, и это позволит ему вырасти не только самостоятельным, но и здоровым.

Астма: психосоматика, лечение нетрадиционными методами

Итак, теперь вы знаете, что метафизика и исцеление одышки тесно взаимосвязаны. Для полного излечения будет необходимо измениться не только ребенку, но и его родителям.

И это сложно сделать сразу, лишь осознав проблему. Например, в основе контроля лежит страх, а работать с этим чувством не так-то просто. Что же делать, идти к психологу? Да, возможен такой вариант, а можно научиться справляться со страхами, негативными убеждениями и блоками самостоятельно.

Для этого подходит такой метод, как Духовная Интеграционика. Он позволяет работать с психосоматикой астмы у детей, лечением других заболеваний, психологическими травмами.  

Метод, который изобрел известный тренер и психолог Константин Довлатов, является, действительно, прорывным. Он позволяет быстро и навсегда избавиться от психологических причин детского удушья.

Обучиться Духовной Интеграционике может любой желающий.

Важно, что метод универсален — его можно использовать как для исцеления заболеваний, так и для работы с негативными состояниями: депрессией, низкой самооценкой и т.д.

При этом человек полностью меняет свое мировоззрение. Болезни становятся ему просто не нужны, и лечение психосоматики детей протекает безболезненно и эффективно.

Данная технология включает 4 шага:

  • Поиск причины проблемы
  • Исцеление травмы  
  • Получение ресурсов
  • Изменение видения ситуации.  

После такой проработки происходит мощная трансформация подсознания и сознания человека, его жизнь начинает быстро меняться.

Также при астме можно использовать народные средства:

  • Употреблять в пищу больше продуктов, обладающих противовоспалительными свойствами: имбирь, яблоки, брокколи, капусту, зеленый перец, варенье и масло из лепестков роз.
  • Ежедневно пить чай с медом и калиной
  • Очень полезен отвар репы.

Мы намеренно не приводим рецепты настоек из лекарственных растений, так как средства на основе трав детям-астматикам нужно употреблять с осторожностью из-за опасности возникновения аллергической реакции. Если у вашего ребенка астма, психосоматика, лечение ментальных причин заболевания будут эффективнее устранения симптомов.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник: https://www.dowlatow.ru/zdorove/psihosomatika/mama-uspokoj-menya-detskaya-astma-psihosomatika-lechenie/

Бронхиальная астма у детей излечима

Психосоматика астмы у детей

ТСН.ua предлагает подписаться на получение push-уведомлений

С точки зрения традиционной медицины, бронхиальная астма – болезнь неизлечимая. Врачи лишь пытаются контролировать ее ход при помощи медикаментов и различных процедур. Врач гомеопат, ректор Института гомеопатии «Протос», доктор медицинских наук, профессор Наталья Костинская, утверждает обратное: бронхиальная астма лечится, если устранить причину ее возникновения.  

 В настоящее время растет количество детей, страдающих бронхиальной астмой. Чем раньше начать правильное лечение, тем с большей вероятностью можно побороть недуг. Лечение следует начинать с выявления причин.

У бронхиальной астмы две самые распространенные причины:

1. Психосоматическая, или неврогенная. Возникает как следствие стресса. Причем стресс не обязательно может быть острым, у детей причиной астмы может быть гиперопека со стороны близких: родителей, бабушек, дедушек.

Например, у одного пациента мама при малейшем кашле в тревоге бежала к ребенку, ребенок кашлял все больше, поэтому мама бросила работу, чтобы ухаживать за ним. Постепенно начались приступы астматического бронхита. Подключилась бабушка-врач, начались вызовы скорой помощи.

У папы при этом появилось чувство вины за то, что он мало уделяет внимание семье. На этом фоне у ребенка утяжеляется течение болезни, и астматический бронхит перерастает в бронхиальную астму. Психологическая обстановка в семье является толчковым моментом.

Потом уже присоединяется инфекция, аллергические и аутоиммунные процессы, и в конечном счете оказывается задействованным весь организм.

Конечно, довольно тяжело установить, что причиной является гиперопека. На первый взгляд ребенок растет в любви и заботе, но болеет. Толчком к развитию бронхиальной астмы может быть также и недостаток внимания со стороны родителей.

2. Подавленные простудные или кожные заболевания.

Если ребенка от гриппа или другого простудного заболевания лечили антибиотиками либо другими сульфаниламидами, которые снизили его иммунитет, то, как принято говорить в гомеопатии, болезнь может перейти на другой уровень.

Из простых простудных заболеваний начинается бронхит, затем хронический бронхит, после бронхит с астматическим компонентом и астма. То же самое может получиться, если дерматиты только лишь замазывать мазями, лишь снимая симптом, а не устраняя причину.

Конечно, не у всех детей, кто получал антибиотики, развивается астма. Определяющую роль играет наследственная предрасположенность. При этом наличие бронхиальной астмы в семье вовсе необязательно. Отягощающей наследственностью могут быть также заболевания легких (плевриты, туберкулез, положительная реакция Манту), некоторые тяжелые заболевания.

Как можно вылечить астму?

  • Создать ребенку психологический комфорт. Самостоятельно либо совместно с психологом выработать правильную линию воспитания;
  • Повысить собственную резистентность организма (сопротивляемость болезням) и по возможности освободить организм от последствий антибиотиков – отварами, травами;
  • Часто бронхиальная астма соседствует с кожным заболеванием. При этом, если кожное заболевание залечивать при помощи кремов, может наступить обострение астмы. Лучше снимать зуд при помощи диеты;
  • Помогают при астме немедикаментозные методы лечения: дыхание по Бутейко, гомеопатические препараты, соляные пещеры, массажи.

В антропософской медицине применяется эффективный метод лечения астмы – эвритмия. Это терапия движением, при которой закономерности речи или звуков превращаются в движение. При работе с бронхиальной астмой в антропософской медицине сочетают произношение определенных букв с определенными движениями.

При астме также необходимо лечение источников инфекций: лечение ангины, гайморита, санация зубов. Постоянные источники инфекции поддерживают астму. Причем лечить нужно не химическими препаратами, ведь лекарства, как дополнительные токсины, лишь усложняют ход астмы. Подойдут физиотерапевтические процедуры: ультрафиолет, кварц, обработка непосредственных очагов инфекций.

Пытаясь бороться с астмой традиционными методами, лишь снимая симптомы при помощи ингаляторов, мы получим лишь законченного астматика. Разумные пациенты пытаются найти альтернативные методы лечения. И чем раньше начать лечение астмы у ребенка, тем благоприятнее прогноз.

Татьяна Корякина

Присоединяйтесь также к группе Lady.ТСН.ua на .
Следите за обновлениями раздела!

Присоединиться

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/bronhialnaya-astma-u-detey-izlechima.html

Психосоматические причины астмы

Психосоматика астмы у детей

Помним, что в отношении ребенка (особенно до 8 лет), мы говорим о внутреннем состоянии родителей. Обычно (но не всегда – болезнь девочки – внутреннее состояние мамы; болезнь мальчика – папы).

Астма

Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания.

  1. Астма – это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.

Астматики – это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась практически в каждом случае астмы.

Астма – это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.

Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь.

Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве – это сильная зависимость от родителей, чаще от матери).

Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.

 Астма у детей – это боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести – они за все принимают вину на себя.

 Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря – чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена “грязными” мыслями.

 2. Астма, то есть сбой ритма дыхания, может возникнуть, если человек с детства находится под сильным контролем и вынужден скрывать свои эмоции и страхи. Чтобы избавить человека от астмы, нам приходится лечить его съежившуюся от страха душу, которая не позволяет себе жить открыто, свободно.

Когда-то желание этого человека быть свободным оказалось ограниченным, – это рана, что записалась на подсознательном уровне, и теперь эту информацию нужно менять. Потому что мысль материальна, и записанные на подсознательном уровне установки проецируются на весь организм.

 Специалист по китайской традиционной медицине:

– Китайская медицина вообще не отделяет физиологическую норму – и, соответственно, патологию – от психологической. Китайский целитель, приступая к лечению тела, обращается к душе пациента и, помогая решить психологические проблемы, укрепляет защитные силы тела.

Именно в Древнем Китае наиболее полно были изучены взаимодействия всех систем человеческого организма. Все в этом мире есть энергия. Наши переживания – это энергия эмоций. Наши мысли – это ментальная энергия. Своими реакциями человек каждую минуту производит то положительную энергию, то отрицательную.

Негативные мысли и переживания нарушают энергетический баланс организма и влияют на физическое здоровье. Восстановление гармонии души снимает необходимость в лечении психосоматических заболеваний. Их симптомы уходят сами, благодаря законам природы, по которым живет организм.

Есть древнейшие методы, позволяющие без синтетических лекарств “напомнить” организму об утраченной им способности жить в мире и помогающие справиться с внутренним душевным конфликтом.

 – Однако бывает и так, что человек очень хочет избавиться от аллергии, соблюдает все рекомендации врача, даже принимает альтернативное лечение, но ничего не получается – болезнь не оставляет его.

– В психологии есть понятие “вторичная выгода болезни”.

Человек может, сам того не осознавая, “удерживать” хроническую болезнь как способ выживания, потому что система выживает не только тогда, когда себя защищает, но и тогда, когда подает во внешний мир явные сигналы о своем внутреннем неблагополучии.

И если у человека нет других способов выживания, он начинает болеть: к примеру, если окружающие уделяют человеку недостаточно внимания, то, заболев, он может восполнить этот дефицит – больного будут навещать, освободят от определенных обязанностей, станут жалеть.

Так что болезнь – это еще и возможность отдохнуть от нагрузки, физической или психологической. Если человек не способен или не понимает, что пора сделать передышку, организм “примет решение” за него – он заболеет и отдохнет. Бывает, что психосоматическое заболевание используется в качестве повода уклониться от решения какой-либо проблемы.

 Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях мы говорим: “перехватило дыхание” или “захватило дух”. Вздох – общераспространенное выражение печали. Плач – еще один комплексный экспрессивный феномен, в котором учавствует функция дыхания. Но, самое главное, дыхание – это важнейшийкомпонент речи.

Ввиду такой тесной связи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями неудивительно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы.

До обнаружения аллергических феноменов астма считалась главным образом нервным заболеванием и описывалась в старых медицинских учебниках как “asthma nervosa”. С современной точки зрения ядром психологического конфликта у астматиков является неизжитая зависимость от матери.

Черты личности, которые могут развиваться в качестве защиты от инфантильной фиксации на матери, очень разнообразны.

Мы находим среди лиц, страдающих астмой самые разные психологические типы: агрессивных, амбициозных, бесшабашных людей, заядлых спорщиков, а также сверчувствительных эстетических типов.

Зависимость от матери проявляется не столько в оральном желании быть накормленным, сколько в желании быть защищенным, окруженным заботой матери или того кто ее замещает. Часто встречаются фантазии, связанные с внутриутробной жизнью, которые проявляются в форме символики воды или входа в пещеру, закрытых мест и т.д.

Все, что угрожает отделению пациента от защищающей матери, может провоцировать астматический приступ.

У детей астматическое состояние часто начинается с рождением в семье младшего ребенка, который грозит отвлечь на себя внимание матери.

Враждебные импульсы, направленные против объекта любви, также могут угрожать отношению зависимости и провоцировать приступ. Любое усилие направленное на достижение независимости, может возрождать глубоко укоренившийся конфликт между желаниями к независимости и зависимости, и тем самым провоцировать приступ.

Приступ астмы представляет собой подавленный плач, взывающий к матери.

Считается, что для больных бронхиальной астмой характерна повышенная потребность в зависимости. По мнению Alexander, у астматиков выражена сильная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего). Приступы бронхиальной астмы развиваются при фрустрации этой потребности.

Лечение проводят комплексно: терапевт, аллерголог и психотерапевт. В лечении используют разнообразные виды психотерапии (индивидуальные, групповые, поведенческие, гипноз).

Большое значение имеет в ходе терапии преодоление у больного его выраженной зависимости от врача, обучение возможности самостоятельно облегчать приступ, освоение техник расслабления и дыхания.

 Психологическая метафора бронхиальной астмы — неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение выживания. Дышать самостоятельно мы начинаем лишь тогда, когда появляемся из утробы матери.

До тех пор мы получали необходимый для жизни кислород через надежно связывающую нас с нею пуповину. Первый вдох — это первое самостоятельное действие, совершенное нами в жизни.

И действие достаточно болезненное, ведь в этот момент наши легкие разворачиваются, чтобы вместить в себя столь необходимый кислород.

 До этого момента все наши нужды обеспечивались абсолютно автоматически и мы переживали чувство уюта и безопасности. Впервые попав в новый мир, мы получили возможность действовать более свободно, но уже не можем быть столь гарантированы в удовлетворении своих потребностей, как было раньше.

Тогда мы чувствовали любовь и заботу о себе и хотим продолжать ощущать ее и дальше. Если же этой заботы становится для нас недостаточно, если нам мало той любви, которую изливают на нас родители, тогда и начинает сбоить самая первая наша самостоятельная система — дыхание.

Хотя может быть и обратная ситуация, когда забота и опека родителей настолько чрезмерна, что ребенок почти не может сделать вдох или выдох самостоятельно, поскольку кто-то постоянно участвует в этом процессе. Т.о.

, как недостаток заботы, так и ее избыток, в равной степени лишают ребенка возможности дышать свободно.

 В связи с этим возникает необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма.

Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Да и сверхопекающие родители получают хорошее оправдание своей чрезмерной заботе.

Так что все остаются довольны, если бы не побочный эффект в виде затруднения дыхания…

 Но почему именно так развивается симптоматика, спросите Вы? Ведь нарушения дыхания могут быть самые разные. Почему именно астма?

Все дело в том, что центральную роль в формировании нервно-психического механизма развития астмы играют отношения с матерью, а именно их нарушения.

У ребенка формируется амбивалентное, противоречивое отношение к матери, сочетающее в себе желание нежности и страха перед ней. Иными словами это отношение можно определить словами люблю и ненавижу.

Такое отношение ребенка к матери формируется тогда, когда мать по каким-то причинам отвергает его. Причины отвержения ребенка матерью лежат прежде всего в ее собственной эмоциональной незрелости и неразрешенных проблемах, имевших место в ее детстве.

Тогда при сближении с ребенком мать чувствует свое раздражение по отношению к нему, что вызывает у нее вполне обоснованное чувство вины. Ведь она не хочет так относиться к своему ребенку, но ничего не может с собой поделать!

 Ребенок же в свою очередь ощущает ее отношение и испытывает ответную агрессию по отношению к ней, а также тревогу и страх, поскольку полностью зависит от отвергающей его матери.

Открытое проявление этих чувств, которое выражается в рыдании и плаче, запрещается матерью, которая говорит Не плач, Перестань кричать или Когда же все это кончится! В результате ребенок вынужден подавить свой гнев и негодование, чтобы взамен за хорошее поведение получить столь необходимую ему любовь и принятие.

 В результате общение между матерью и ребенком переходит на другой уровень, когда формируется телесная коммуникативная связь, где астматические симптомы служат как бы запросом на получение тепла, любви и заботы со стороны матери.

Кроме того, эти симптомы также являются доступным способом проявить свою подавленную агрессию в форме управления действиями окружающих. Ведь у близких астматика вся жизнь строится вокруг приступов удушья их чада. Т.о.

проявления симптомов астмы становятся способом манипулирования окружающими, заставляющим их поступать выгодным для больного человека образом.

 Вообще же, подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

 Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма.

Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия.

А дальше уже всякое тревожное событие может послужить пусковым механизмом для развития бронхоспазма.

 Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

 Характерными ситуациями, которые способствуют развитию заболевания, становятся те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных либо нежных и преданных чувств.

Часто одна и та же ситуация порождает в человеке одновременно противоречащие друг другу чувства и переживание, как то презрение и нежность, любовь и неприятие.

Типичным для астматиков также является сближение с чувством особого ожидания (т.н. астма первой брачной ночи).

 Можно также проследить связь между нарушением у астматика функции дыхания и существенным изменением его способности брать и отдавать.

Для астматиков характерна выраженная тенденция к невозвращению, удержанию, сохранению, будь то физических или психологических ценностей.

У тяжелых аллергиков также наблюдается стремление идентифицировать себя в общении с другими людьми, как бы быть сплавленным с ними.

В следующих статьях я расскажу о:

– О психологических чертах больных бронхиальной астмой

– Психотерапии больных бронхиальной астмой (применяемой совместно с медикаментозной терапией).

мои статьи для Вашего развития – НАЖМИТЕ ЭТУ ССЫЛКУ

Получить онлайн-интернет-консультацию у автора статьи можно по этой ссылке

С уважением,
Наталия Дюма

Источник: https://www.b17.ru/blog/69376/

Астма бывает у тех, кому трудно что-то отдавать?

Психосоматика астмы у детей

О том, что такое психосоматика, мы уже рассказывали. Сегодня с экзистенциальным психологом, преподавателем медпсихологии Белорусского государственного медицинского колледжа, специалистом по системным расстановкам Людмилой Ермолой мы говорим о том, какие психологические проблемы могут стоять за астмой и заболеваниями позвоночника.

Психосоматика заболеваний позвоночника

Психосоматику заболеваний костей принято рассматривать в зависимости от половины тела.

Правая половина тела – аспект мужского начала, интеллектуального, агрессивного, властного, логического.

У мужчин проблемы с правой стороной тела могут служить отражением неудач в конкуренции или в проявлении других аспектов мужественности.

У женщин проблемы с правой стороной тела могут отражать противоречия, связанные с карьерой и включением более мужественного настойчивого характера в стереотип своей женственности.

https://www.youtube.com/watch?v=RJ4_cSAi7sI

Левая сторона тела отражает женское начало, творческую, артистичную, иррациональную, наш внутренний мир, женственную природу как внутри себя, так и в отношениях с другими.

Проблемы с левой половиной тела у мужчин могут указывать на трудности в восприятии любви, выражении эмоций, в деле воспитания детей.

У женщин проблемы с левой стороной тела могут свидетельствовать о затруднениях в выражении женственности или нежелании быть женственной и следовать женским стереотипам поведения. У лиц обоего пола это связано с отношением к матери, дочери, жене или подруге.

Плечевой пояс. Если вас беспокоят боли в этой части тела, хорошо бы задать вопрос: вы делаете то, что вам хочется делать?

Боль в области лопаток может указывать на давнюю обиду от человека, от которого вы не ожидали зла (воткнул нож в спину). Лопатки – словно крылья, боль в области лопаток может указывать на невозможность «полета», т.е. на невозможность делать то, что хочется.

Поясница символизирует склонение перед жизнью и своими человеческими ограничениями. Часто человек сгибается от боли в спине, когда он уверен, что может все вынести.

Шея – это гибкость, возможность адаптироваться и менять свои убеждения. Проблемы с шеей связаны с закостеневанием в своих убеждениях.

Крестец. Боли в этой области могут быть связаны с нашей способностью чувствовать опору в этой жизни и с тем, насколько мы можем доверять себе.

Смещение дисков связано, как правило, с давлением сверху: либо мы сами на себя оказываем давление, пытаясь сделать больше, либо кто-то давит со стороны, принуждая выполнять что-то.

Нарушение осанки, сутулость может быть следствием взваленного на вас груза либо страха выделиться. Сколиоз у детей может стать следствием давления со стороны школы или родителей, а также следствием встречи с реальным миром, нежелания чем-то заниматься. Сколиоз у девочек-подростков может быть связан со страхом вхождения во взрослую жизнь и собственных изменений.

На пути к исцелению вспомогательной методикой при традиционном лечении (лечебная гимнастика, плавание, ношение специальных корсетов) может стать психологическая помощь.

Психосоматика астмы

Бронхиальная астма – это дыхание, дыхание – жизнь. Человек начинает задыхаться в силу разных причин, которые можно описать так: не могу соприкоснуться с жизнью в полной мере, не могу проявить себя так, как хочу, потому что люди не те, условия не те, страна не та…

Дыхание символизирует также процесс «давать – брать». Если астматику трудно отдавать, он много берет, то легкие его переполняются, он задыхается. Астматику зачастую кажется, что ему надо больше брать, что ему не хватит денег, собственности, вещей. В итоге астматик борется за воздух, которого хватает всем.

Еще один аспект астмы – претензия на доминирование, на значительность. При этом если астматик встречается с другим человеком, который тоже хочет доминировать, он сразу начинает задыхаться – и автоматически получает власть над другим. Кроме того, уходя в астму, человек может бежать от собственной незначительности.

Дети-астматики могут задыхаться от излишнего контроля, давления, опасения родителей, от отношений между родителями, особенно когда каждый из них перетягивает ребенка на свою сторону.

Иногда болезнь может быть обусловлена опытом первого вдоха в момент рождения: ранняя травма может влиять на способность дышать, в этом случае ребенку необходимы особые методики телесной психотерапии.

Астма может быть связана с зависимостью ребенка от мамы, а также с рождением братьев или сестер, когда все внимание уходит малышу.

ВОПРОС – ОТВЕТ

«Какой такой внутренний конфликт может быть у детей с онкологией?»

«В вашей статье говорится о том, что «рак – проявление многолетнего внутреннего конфликта, чувства вины, обиды, возмущения, растерянности или напряжения». Интересно, терзались ли «внутренним конфликтом» совсем маленькие дети, которые заболели онкологией?» – написали нам читатели после первой статьи о психосоматике. Мы переадресовали вопрос специалисту

– Очень велик соблазн свести все до одного ответа: «Рак = психосоматика», – отвечает Людмила Ермола. – Но причин онкозаболеваний может быть масса: и экология, и развитие химического производства, и родовые истории, и внутренний конфликт в том числе.

Я говорю о внутреннем конфликте родителей, о том состоянии, в котором ожидался ребенок: насколько его ждали, как долго его не было, как сильно его хотели и ради чего. Сколько ситуаций, сколько молчаливых историй, в которых невозможно себе сознаться…

Например, когда болезнь ребенка – единственное, что связывает пару.

Я за комплексный подход, когда в случае заболевания, которое несет на себе явный отпечаток психосоматики, помощь пациенту оказывали бы и врач, и психотерапевт. Нельзя говорить, что болезнь – это только психосоматика либо только физиология. Это всегда комбинация различных сторон.

КСТАТИ

Как объясняет болезни психосоматика

Так трактует астму и заболевания позвоночника известный автор книг по поп-психологии американка Луиза Хей.

Проблема

Вероятная причина

Новый подход

Астма

Неспособность дышать для собственного блага. Сдерживание рыданий.

Теперь можно спокойно брать свою жизнь в собственные руки.

Астма у младенцев и детей

Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.

Этот ребенок в полной безопасности, его любят.

Грыжа межпозвоночного диска

Ощущение, что жизнь полностью лишила вас поддержки.

Жизнь поддерживает все мои мысли, поэтому я люблю и одобряю себя.

Искривление позвоночника

Неспособность плыть по течению жизни. Страх и попытки удержать устаревшие мысли. Недоверие к жизни.

Я забываю обо всех страхах. Я знаю, что жизнь – это для меня. У меня прямая и гордая от любви осанка.

Костные заболевания (переломы, трещины)

Бунт против чужой власти.

Сила в моем собственном мире – я сам.

Спина: болезни нижней части

Страх из-за денег. Отсутствие финансовой поддержки.

Я доверяюсь жизненному процессу. Я всегда получаю то, что мне нужно.

Спина: болезни средней части

Чувство вины. Внимание приковано ко всему тому, что в прошлом.

Я предаю забвению прошлое. С любовью в сердце я могу идти вперед.

Спина: болезни верхней части тела

Отсутствие моральной поддержки. Чувство, что тебя не любят.

Я люблю себя и одобряю. Меня любит и поддерживает жизнь.

Шея: болезни

Нежелание видеть другие стороны вопроса. Упрямство. Отсутствие гибкости.

Легко и гибко рассматриваю все стороны вопроса. Есть множество путей подхода к делу или его решения.

О психосоматике других заболеваний – в ближайших выпусках.

Источник: https://www.kp.by/daily/26237.4/3119017/

Страница Врача
Добавить комментарий