Не дает трахее сужаться

урок обобщения знаний 8 классе по теме: «Дыхание»

Не дает трахее сужаться

урок обобщения знаний 8 классе по теме: «Дыхание»

Кротова Е.Е.-учитель биологии ССШ№2 г.Актобе Тема урока: Цели и задачи: Закрепить и повторить, проверить знания о дыхательной системе её строении, функциях. Продолжить формировать умения работать с таблицами, тестами и схемами.

Оборудование: Таблицы, тесты.

I. Разминка. 1.Как называется наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток. (Анатомия) 2. Как называется наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем. (Физиология). 3.

Как называется наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека. (Психология). 4. Перечислите неорганические вещества, входящие в состав клетки. (вода, соли). 5. Перечислите органические вещества, входящие в состав клетки.

(белки, жиры, углеводы). 6. Перечислите органоиды клетки. (ядро, рибосомы, клеточный центр, митохондрии) 7. Какие системы органов вы знаете? (Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, эндокринная, нервная). 8.Из каких органов состоит кровеносная система? (Сердце, кровеносные сосуды). 9.

Из каких органов состоит дыхательная система?

(Носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие).

II Конкурс: «Строение органов Дыхания»
Подписать органы дыхания на рисунке обозначенные цифрами.

III конкурс. « Что это такое?» 1 участник команды отрывает лепесток от ромашки, на котором написан термин. Участник должен ответить, что означает этот термин.

ТЕРМИНЫ: чихание, кашель, Жизненная ёмкость лёгких, плевра, плевральная полость, ая щель, дыхательный центр, легочные пузырьки, диффузия.

IV конкурс: Конкурс капитанов. 1. Каков механизм вдоха и выдоха? Какую роль играют при этом рёбра, межрёберные мышцы, диафрагма?

2. Как и почему происходит газообмен в легких?

3. Как и почему происходит газообмен в тканях?

V конкурс. Домашнее задание. 1. Из истории табакокурения. 2. О распространении курения в России и первых мерах борьбы с вредной привычкой.

3. Борьба курения в нашей стране и зарубежных странах.

1 вариант.
1Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы

(I-XII) и зашифруйте их:

1. Слизистая оболочка 6. Надгортанник 2. Легочные пузырьки 7. Гортань 3. Легкие 8. Хрящевые полукольца 4. Бронхи 9. Плевра

5. Трахея 10. Носовая полость

I. -Не пропускает пищу в гортань. II.- Не дают трахее сужаться. III.- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает. IV.- Поверхностный слой воздухоносных путей. V. – Начальная часть воздухоносного пути. VI.- Выстилает наружную поверхность лёгких. VII.

-Покрывает стенку грудной полости изнутри. VIII. -Внутри содержит ые связки. IX.- Самая длинная часть воздухоносного пути. X.- Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно). XI. – Место газообмена между лёгкими и кровью.

XII.

-Место диффузии газов.

ОТВЕТ:
I-6; II-8; III-10; IV-1;V-10; VI-9; VII-9; VIII-7; IX-5; X-5,4,3,2; XI-2; XII-2.

2 вариант.
Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

1. Гемоглобин. 6. Межклеточная жидкость 2. Кислород. 7. Легочные капилляры. 3. Углекислый газ. 8. Капилляры в тканях. 4. Диффузия. 9. Эритроциты.

5. Клетки тканей. 10. Лейкоциты.

I.- Что выходит из крови в легкие? II.- Что проникает из лёгких в кровь? III. -Что поступает из тканей в кровь? IV.- Что проникает из крови в ткани? V. – Пигмент в крови. VI. – Место окисления органических веществ. VII. – Потребители кислорода. VIII.

– Физическое явление – причина газообмена в лёгких. IX.- Клетки – разносчики кислорода. X. -Продукт распада органических веществ. XI. – Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно).

XII. – Место образования углекислого газа в организме.

ОТВЕТ:
I-3; II-2; III-3; IV-2; V-1; VI-5; VII-5; VIII-4; IX –9; X-3; XI-8,6,5;XII-5.

3 вариант. Из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные ответы на вопросы (I-XVI). 1. Вдох 2. Выдох. 3. Жизненная емкость. 4. Плевральная щель. 5. Сокращение дыхательных мышц. 6. Расслабление дыхательных мышц

7. Плевра.

I. – Тонкая плёнка на поверхности лёгких. II. -Обеспечивает вентиляцию легких. III. – Следствие сокращения мышц диафрагмы. IV. -Следствие расслабления мышц диафрагмы. V. -Следствие опускания рёбер. VI. -Следствие поднятия рёбер. VII. -Измеряется спирометром. VIII.- Причина увеличения грудной полости. IX.

– Причина уменьшения грудной полости X. -Причина повышения давления в лёгких. XI. – Причина понижения давления в лёгких. XII. – Следствие повышения давления в лёгких. XIII. – Следствие понижения давления в лёгких. XIV.- Показатель физического развития человека XV. – Пространство между плеврами.

XVI.

– Уменьшается у курящих.

ОТВЕТ:
I –7; II-1,2; III-1; IV-2; V-2;VI-1;VII-3; VIII-5; IX-6; X-6; XI-5; XII-2; XIII-1; XIV-3; XV-4; XVI-3.

VII конкурс: Чайнворд «Дыхание». д ы х а н и

е

Итог урока. Выставление оценок

Тема урока: “Дыхание” ЗАДАЧИ: повторить, закрепить, расширить знания учащихся по данной теме; развить образную память, логическое мышление, речь учащихся;

воспитывать умение работать в группах с учётом личностных интересов учащихся.

ОБОРУДОВАНИЯ: карточки с названием команд, карточки с номерами 1, 2, 3 для работы с устным тестом, таблица “Органы дыхания”, макет гортани, таблицы с зашифрованными словами. презентация-игра

ВЕДУЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: 1. Повторение. 2. Отработка и закрепление навыков. 3. Развитие умения согласованно работать в коллективе. ФОРМА УРОКА: Групповая. ПЛАН УРОКА: 1. Знакомство с правилами ведения урока. 2. Репродуктивная работа групп.

3. Подведение итогов.

ХОД УРОКА
Класс делится по принципу жеребьёвки на четыре команды, которые в течение урока должны отработать несколько разнообразных заданий и получить за верные ответы (действия) звёзды. За правильный, полный ответ команда получает одну звезду, за не полный – ползвезды.

Если отвечающая команда дала не полный (не правильный) ответ, то дополнить (ответить)может любая из команд. В зависимости от объёма предоставленной информации на вопрос дополняющая (отвечающая) команда получает пол звезды или целую. Чем больше команды наберут звёзд, тем итоговая отметка будет выше.

Участники команд, набравшие меньшее количество звёзд, имеют право самому активному ученику увеличить итоговую оценку на один балл.

ЗАДАНИЕ №1. Дать определение термину, которым названа команда: АЛЬВИОЛА СПИРОМЕТР СУРФАКТАНТ

НАДГОРТАННИК

ЗАДАНИЕ №2. Работа у доски с таблицей (макетом) по вопросам: Особенности строения и функции носовой полости. Особенности строения и функции гортани. Особенности строения и функции трахеи. Особенности строения и функции лёгких. ЗАДАНИЕ №3. Карточками 1, 2, 3 указать верный ответ на устный тест.

А) Жизненная ёмкость лёгких у женщин равна: 1. 3500мл. 2. 2700мл 3. 2000мл Б) Орган звукообразования 1. Гортань 2. Носоглотка 3. Трахея В) С наружи лёгкие покрыты плеврой: 1. Лёгочной 2. Пристеночной 3. Альвеолярной Г) Гортань в виде 1. Квадрата 2. Круга. 3. Треугольника Д) Дыхательный объём равен:

1.

500 мл.

2. 1000мл. 3. 1500 мл. Е) Прививки делают от 1. Курения 2. Гриппа 3. Туберкулёз Ж) Газ, практически не изменяющийся по количеству во вдыхаемом и вдыхаемом воздухе: 1. О2 2. СО2 3. N З) Количество воздуха, оставшееся после максимального выдоха 1. Дыхательный объём 2. Резервный объём 3. Остаточный объём И) Носовая полость снабжена 1. Ресничками 2. Сосудами 3.

Связками К) Альвеолы – это: 1. Лёгочные пузырьки 2. Лёгочные мешочки 3. Лёгочные капсул ЗАДАНИЕ №4. В конвертах для каждой команды находятся карточки со словами, нужно выбрать определённые по данному вопросу 5 слов. 1. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ (реснички, слизь, согревание, ноздри, полость). 2. ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ И ТКАНЯХ (клетка, вдох, Ж. Ё. Л. , дыхательный объём альвеолы).

3. ЛЁГКИЕ (сурфактант, 100м2, 2 доли, грудная клетка, плевральная полость). 4. ТУБЕРКУЛЁЗ (лёгкие, прививка, бактерия, кашель, воздушно-капельный путь). ЗАДАНИЕ №5. В таблицах “Зашифрованные слова” найти пять слов по данной тематике.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (ГРИПП, туберкулёз, ларингит, курение, бронхит) ГОРТАНЬ (ВОРОНКА, звукообразование, надгортанник, связки, щель) ТРАХЕЯ (ПРОСВЕТ, пищевод, полукольца, связки, мышцы) ДЫХАНИЕ (ВОЗДУХ, газообмен, лёгкие, диафрагма, выдох) ЗАДАНИЕ №6. 2*2. Работают по две команды.

Первая пара команд по заданию № 5, вторая по блиц опросу на количество верных ответов и только одна команда за это задание получает звезду ( затем команды меняются). 1. Длина трахеи 9-11см 2. Орган звукообразования гортань 3. Первый орган дыхания носовая полость. 4. Плевра, покрывающая лёгкие лёгочная 5. Количество воздуха при дыхательном объёме 500 мл 6.

Жизненная ёмкость лёгких у мужчин 3500 мл 7. Воздух, содержащийся в альвеолах альвеолярный 8. Вид дыхания, при котором мы делаем вдох и выдох внешнее 9. Количество альвеол в одном лёгком 350 млн

10. Между ыми связками ая щель

1. Имеет хрящевые полукольца трахея 2. Связывает в носовой полости пыль слизь 3. Дыхание, при котором клетки используют О2 внутреннее 4. Количество воздуха в резервном объёме 1500 мл 5У мужчин- 3500, у женщин- 2700мл ЖЁЛ 6.

Контролирует вход в гортань надгортанник 7. Между полукольцами трахеи проходит пищевод 8. Функция ресничек в носовой полости очищение 9. Структурные единицы лёгких альвеолы 10.

Оболочка, отделяющая грудную полость от брюшной диафрагма ЗАДАНИЯ № Разгадать ребус ГОРТАНЬ ГАЗООБМЕН СУРФАКТАНТ

НОСОГЛОТКА

ГАЗЕЛЬ, , , 2 О , , РЫБА, , СМЕНКА, , ГОРА , ТАХТА , , , , , ЛАНЬ СУРОК , , , УФА , ОКА , ТАНК , Т НОСОК , ГЛОБУС , , , , УТКА

ЗАДАНИЕ №8

Презентация- игра.
Устно ответить на вопросы:

1. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, а без О2- не более 10-20 мин. Почему? 2. Лёгкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. За счёт чего это происходит? 3. Почему велико значение выдоха в жизни людей?

4. Почему в Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями?

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/42-1-0-3389

Контрольная работа по разделу

Не дает трахее сужаться

Урок на тему: «Значение питания. Состав и функции пищи».

Цель: дать представление о значении питания и пищеварения, развить умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи, формировать культуру общения, коммуникативные качества, умение работать в группе.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о значении питания и пищеварения; о продуктах питания и питательных веществах как основе жизни; о составе пищи человека и роли питательных веществ;

Развивающие: Научить учащихся определять положение слюнных желез; исследовать действие ферментов на компоненты пищи; распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

Воспитательные: формировать бережное отношение к здоровью.

Оборудование: инструктивные карточки, компьютер, торс человека, модель строения зуба.

Демонстрации: программа «Биология человека»: (интерактивные плакаты, 3D модели, иллюстрации), торс человека, модель строения зуба.

Тип урока: Вводный урок (новой теме), контрольный по «Дыхательной системе».

Этапы урока:

I. Организационый момент

II. Контрольная работа

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Изучение новой темы

V. Закрепление изученного материала.

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Основные понятия: белки, жиры, углеводы, протеины, фруктоза, сахара, питательные вещества.

Конспект урока.

I.Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, похлопаем в ладоши, положительно настроимся на урок. Сегодня на уроке мы проведем контрольную работу и перейдем к изучению новой темы.

II. Раздел на тему «Дыхательная система» мы прошли, и сегодня проверим, как хорошо вы ее усвоили. Сейчас приготовили листочки, подписали вариант, фамилию и приступаем к работе. Время на контрольную работу 20 минут.

Ученики выполняют контрольную работу (Приложение 1).

По истечению времени ученики сдают работы.

III. Для того, чтобы определить к изучению, какой темы мы сегодня приступим, необходимо вспомнить основные признаки живых существ.

Ученики читают на слайде № 1 основные признаки живых существ.

Рождение, рост, развитие, движение, дыхание, размножение, старение и смерть.

Учитель: Какого признака не хватает?

Ученики: Питание!

Учитель: Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель достаточно близко. Тема нашего урока. Записывайте в тетрадь «Значение питания. Состав и функции пищи».

Цель нашего урока, ответить на вопросы : Зачем мы едим? Каков состав пищи? Какую пищу необходимо употреблять в разном возрасте?

Перед вами продуктовая корзина. В ней продукты – хлеб, гречневая каша, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, сыр, соль, вода.

На какие группы можно разделить эти продукты

Ответы учеников.

Заполнение схемы.

Основные питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности

Белки Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли Вода

Какое количество и в каких продуктах содержаться питательные вещества мы узнаем, изучив текст учебника и заполнив таблицу.

Питательные вещества

Питательные веществаФункцияГде содержитсяСуточная норма
Органические веществаБелки (протеины)КаталитическаяСтроительнаяЭнергетическаяТранспортнаяЯйцоМолокоМясоРыбаОрехи80-120 г.
ЖирыЭнергетическаяСтроительнаяЗапасающаяЖивотные жирыРастительные жирыМолочные продукты80-90 г.
Углеводы (сахара)ЭнергетическаяСтроительнаяЗапасающаяМукаКрупаКартофельМед400 -500 г.
Неорганические веществаВитаминыРост развитиеОбмен веществРегуляцияФруктыПеченьОвощиОрехиМолочные продуктыМалое количество
Минеральные солиСтроительнаяРегуляторнаяКаталитическая
ВодаРастворительСтруктурнаяТерморегуляционнаяВода1,5 – 2,5 л.

Ученики используя учебник и совместно с учителем заполняют таблицу.

В завершении урока вспомним слова великих мыслителей

«Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу.»(И. Фишер)

«Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её съел.»(Абуль Фарадж)

«Скажи мне что ты ешь и я скажу тебе, кто ты.»(А.С. Пушкин)

Сформулируем и запишем правила правильного питания.

Сегодня на уроке мы изучили значение питания, и состав и функции пищи.

Домашнее задание § 40.

Похлопали в ладоши себе за хорошо выполненную работу.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/testi/kontrol_naia_rabota_po_razdielu_dykhatiel_naia_sistiema

Портал педагога | Проект урока по биологии 8 класс Дыхательная система ФГОС

Не дает трахее сужаться

Плоских Анна Генриховна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Ивановская СОШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинская СОШ
Населённый пункт: с.

Иваново Армизонский р-н Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект урока по биологии 8 класс Дыхательная система ФГОС
11.12.

2016
Раздел: среднее образование

Назад

Проект урока по биологии в восьмом классе по ФГОС ООО. Учитель: Плоских Анна Генриховна Город, район: Тюменская область Армизонский район село Иваново Образовательное учреждение: Ивановская СОШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинская СОШ Предмет : биология Авторская программа под ред. В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов Класс: 8 класс Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: Предметно-дидактическая: формирование представлений о анатомическом строении органов дыхания и их функциями. Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, работу с текстом, поиска решений проблемных вопросов. Создание условий для достижения образовательных результатов: личностных: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; бережное отношение к своему здоровью. Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека, умение работать в группе. метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументируть их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками, извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами. Предметных: знание отличительных признаков органов дыхания, его роли в обмене веществ; связи строения и функций органов на примере органов дыхания; функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; механизм голосообразования. Задачи урока: Образовательные: установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; усвоить значение дыхательного процесса; выяснить механизм голосообразования; выявить роль кислорода для организма. Развивающие: развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы); развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма; уметь работать с учебником и информацией текста. Воспитательные: формировать научное мировоззрение; формировать культуру учебного труда; привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса. Основные термины и понятия, используемые на уроке: воздухоносные пути, гортань, трахея, бронхи, плевра, альвеолы, щитовидный хрящ, ые связки, надгортанник. Характеристика класса: 8 класс – общеобразовательный класс. В классе 8 учеников, дети одного возраста, у ребят класса сформирована учебная мотивация, 4 учащихся увлекаются биологий дополнительно. Учащиеся работоспособны, на уроке свободно высказываются, к заданиям подходят творчески. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический микроклимат в классе положительный. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, учебник под ред. Колесова, дополнительная информация на столах учащихся, рабочие тетради, листы формата А2 для создания общей схемы, макеты гортани,бронхов. Формы организации учебной деятельности: работа в группе, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, рефлексия, учебное исследование, составление схем, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество. Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников. Технология: элементы технологии критического мышления , сотрудничества, проблемного, , здоровьесберегающего обучения .

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемы

результаты:

личностные,

предметные,

метапредметные

Организацион ный этап Отвечают на приветствие учителя. Приветствуют друг друга в группах. Осуще ствляют с а м о- проверку готовности к уроку. Приветствует учащихся, (мотивационный настрой на работу)

Личностные

формирование положительного эмоционального настроя на урок. Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности Задерживают дыхание, рассказывают о своих ощущениях, в ы с к а з ы в а ю т с в о е м н е н и е , п о ч е м у закружилась г о л о в а , сердце забилось быстрее. Д е л а ю т в ы в о д : б е з дыхания не возможна жизнь, организму нужен кислород. Ф о р м ул и р у ю т т е м у урока. Участвуют в постановке познавательной цели у р о к а . С о с т а в л я ю т Просит детей задержать дыхание на несколько секунд. Задаёт вопрос Как вы себя чувствуете? Почему это происходит? Кто озвучит тему урока?

Регулятивные

Целеполагание

Личностные

формиро вание ответственного отношения к учебной деятельности.

Метапредметные

объяснение биологических явлений, процессов, связей и отношений. Познавательные Формулирование п р о б л е м ы , п о и с к путей решения таблицу В тетради совместно с учителем Хочу знать Узнал Актуализация знаний Первичное усвоение Просматривают видеоролик Работа в группах по 4 человека. Обсуждают информацию полученную из фильма, заполняют лист А2 М е н я ю т с я с т о л а м и , проверяют правильность выполнения задания у д р у г о й г р у п п ы . Обсуждают результат. Д е л а ю т в ы в о д о значимости дыхания, в ы д е л я ю т э т а п ы дыхания. Предлагает ученикам посмотреть видеофильм органы дыхательной системы Предлагает в группах на листах формата А2 с изображением внутренних органов человека отметить органы дыхательной системы, составить маршрут прохождения кислорода в организме человека Координирует работу групп

Познавательные

у с т а н о в л е н и е причинно-след- с т в е н н ы х с в я з е й , обобщение; Знаково-символи- ческие действия Построение речевого высказывания.

Регулятивные

Целеполагание Планирование Контроль; Оценка и самооценка.

Коммуникативные

Участие в совместной деятельности; И з л о ж е н и е с о б- с т в е н н ы х м ы с л е й , диалог, умение вести дискуссию. У в а ж и т е л ь н о е отношение к другому человеку, его мнению. Первичное усвоение знаний Первичная проверка понимания Работают с текстом учебника индивидуально, заполняя таблицу. Выполняют эксперимент с воздушными шариками, Распределяют роли для выполнения задания. Работают в группе с листом А2 подписывают к каждому органу дыхания функцию им выполняемую. Готовятся представить работу, вывешивают ее на доску Организует изучение материала учебника Составление таблицы Названи е органа Строени е особенн ость Функция Носовая полость гортань трахея бронхи легкие Координирует работу учащихся

Личностные

формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и с о ц и а л и з а ц и ю , создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности з а произнесенное слово.

Метапредметные

владение о сновами с а м о к о н т р о л я и взаимоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное с о т р уд н и ч е с т в о и совместную д е я т е л ь н о с т ь с у ч и т е л е м и сверстниками.

Предметные

формирование умений определять существенные признаки; ха р а кт е р и з о в ат ь е морфологические п р и з н а к и и биологическую роль, устанавливать связи. Первичное закрепление 1. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы Подводят итоги, выступают по своему заданию Выполняют задания в рабочей тетради Производят проверку по ключу оценивают себя Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп Организует выступления групп Дает задание классу: Соотнесите органы с их функцией: Функции Орган 1. Не пропускает пищу в гортань. А) слизистая оболочка 2. Не дают трахее сужаться. Б) легкие 3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его. В) бронхи 4. Поверхностный слой воздухоносных путей. Г) трахея 5. Выстилает наружную поверхность легких. Д) носовая полость 6. Основной орган дыхания человека. Е) надгортанник

Регулятивные

выработка критериев оценивания работы в группах, самооценка

Личностные

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом – оценивать собственный вклад в работу группы Уважительное отношение к другому человеку, его мнению .

Коммуникативные

Участие в совместной деятельности; И з л о ж е н и е с о б- с т в е н н ы х м ы с л е й , диалог, умение вести Делают выводы, что нового они узнали на уроке Заполняют таблицу Хочу знать Узнал 7. Внутри содержит ые связки. Ж) гортань 8. Самая длинная часть воздухоносного пути. З) хрящевидные полукольца 9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов. И) плевра Ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Записывает на доске в таблицу высказывания учащихся, комментируя их дискуссию. Информация о домашнем задании Записывают задание в дневник Комментирует домашнее задание §26дает инструктаж по заполнению таблицы Название болезни Симпто мы Причин ы болезн и Профилакт ика и лечение гайморит фронтит тонзиллит Разросши еся аденоиды дифтерия

Личностные

формирование бережного отношения к своему здоровью

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные

Обеспечение п о н и м а н и я ц е л и , содержания и способов выполнения домашнего задания. Рефлексия Оценивают работу каждого в своей группе Составляют синквейн например Дыхание Важное , легочное, кислородное Дышать, жить, обеспечивать Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность Предлагает составить синквейн

Регулятивные

– выработка критериев оценивания работы в группах, самооценка

Личностные

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Обмен Благодарит учащихся за урок – оценивать собственный вклад в работу группы Уважительное отношение к другому человеку, его мнению .

Коммуникативные

Участие в совместной деятельности; И з л о ж е н и е с о б- с т в е н н ы х м ы с л е й , диалог, умение вести дискуссию.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=15241

Конспект урока биологии в 8 классе

Не дает трахее сужаться

Тема: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.»
Цель: ознакомить учащихся с процессом газообмена в легких и тканях, изучить механизм дыхательных движений.
Задачи:
1. Формировать представление  о механизме дыхательных движений, учить характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.2.

Раскрыть особенности газообмена в легких и тканях, их физико – химическую сущность.3. Развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и пись­менной форме.4. Воспитывать интерес к изучению  физиологии человека.

Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Схема кровообращения»,  проектор, экран, магниты и карточки для закрепления.

Тип урока: комбинированный
Основные понятия: дыхательные движения, вдох, выдох, газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь, диффузия.
                                                                                                Ход урокаI. Организационный момент.
II. Актуализация  опорных знаний:
1. Индивидуалная работа по карточкам:
2 ученика: Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.1 – носовая полость; 2 – гортань; 3-язык; 4 – трахея; 5 – бронхи; 6 – легкое; 7 – альвеолы

4 ученика: Из перечня органов дыхательной системы (1–10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I–XII), то есть установите соответствие. Ответ запишите в таблицу

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXII

I.Не пропускает пищу в гортань.II.Не дает трахее сужаться.III.Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.IV.Поверхностный слой воздухоносных путей.V.Начальная часть воздухоносных путей.VI.Выстилает наружную поверхность легких.VII.

Покрывает стенку грудной полости изнутри.VIII.Внутри содержит ые связки.IX.Самая длинная часть воздухоносного пути.X.Орган, по которому вдыхаемый воздух после гортани движется до легочных капилляров.XI.Место газообмена между легкими и кровью.

XII.

Место диффузии газов.

  1. слизистая оболочка
  2. легочные пузырьки
  3. легкие
  4. бронхи
  5. трахея
  6. надгортанник
  7. гортань
  8. хрящевые полукольца
  9. плевра
  10. носовая полость

2. Фронтальный опрос:
1. Какую роль в организме человека играет кислород?2. В чем заключается основная функция дыхательной системы?3. Какими органами она образована?4. В каком органе происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?5.

Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом?

III. Изучение нового материала.
Учитель:
(сообщает тему урока и акцентирует внимание на экран, где записан план занятия.

) Сегодня мы с Вами выясним,  как происходит вдох и выдох, рассмотрим процесс газообмена в легких и тканях.

План занятия

  1. Механизм легочной вентиляции.
  2. Газообмен в легких и тканях.

Учитель: В древности и в средние века врачи полагали, что воздух, который разносится в теле по воздушным трубочкам, как бы облегчает наше тело, и мы становимся близкими Богу.

Теперь мы знаем, что из воздуха нашему организму нужен только кислород, что в нашем теле нет никаких воздушных трубочек, и что воздух попадает только в легкие.Как вы думаете, а как происходит вдох и выдох? (Ученики высказывают свои гипотезы). А вот и нет. Давайте вместе разберемся, как протекают эти процессы.

В центре вдоха переодически возникают импульсы, межреберные мышцы сокращаются, ребра поднимаются, диафрагма становится плоской, легкие следуют за ней. А значит объем грудной полости увеличился, давление в легких уменьшилось по с равнению с атмосферным. И воздух засасывается в легкие. Так происходит вдох.

А при выдохе: в центр выдоха поступает сигнал, мышцы диафрагмы и межреберные расслабились, ребра под действием силы тяжести опустились, диафрагма стала куполообразной. Объем грудной полости уменьшился, давление в легких увеличилось, а значит, воздух выталкивается.

Теперь давайте все это только в виде схемы запишем в тетрадь. Итак, по цепочке вы описываете этап вдоха в нужном порядке, используя фразы из списка под таблицей и мы сразу же проверяем, верно ли ваше высказывание.

ВдохВыдох
Центр вдоха- возбуждениеЦентр выдоха- возбуждение
Межреберные мышцы сокращаютсяМежреберные мышцы расслабляются
Грудная клетка расширяетсяГрудная клетка сужается
Диафрагма плоскаяДиафрагма куполообразная
V легких , Р легких         Р атм.V легких, Р легких         Р атм.

Физкультминутка:
1. Рисуем горизонтальную восьмерку глазами (8 раз).2.Рисуем вертикальную восьмерку глазами (8 раз).3. «Постреляем» глазами в разные стороны.4. Смотрим на дерево за окном, на оконную раму (5 раз).5.

Сильно зажмурим глаза.6. Глаза открыли и работаем дальше

Учитель: Кто может сказать, что такое «дыхание»? Ключевые слова – обмен газами. А теперь давайте посмотрим, как происходит газообмен в легких и тканях.

Проанализируйте данные (приложение №4)

ВеществаВдохВыдох
Азот  N279%79 %
Кислород О221 %16 %
Углекислый газ С О20,03 %4 %
Другие газыДругие газы

Чем отличается состав воздуха при вдохе и выдохе? Правильно при вдохе поступает кислород, а при выдохе удаляется углекислый газ. Давайте рассмотрим это на схеме  (Приложение №5):

На схеме вы видите альвеолы – легочные пузырьки. К ним подходит капилляр с венозной кровью.

Венозная кровь это какая? (Бедная кислородом, но богатая углекислым газом). Углекислый газ выходит из капилляра в легочные пузырьки, где СО2 мало. В воздухе, который вдыхает человек, кислорода содержится значительно больше, чем в венозной крови.Поэтому кислород в результате диффузии свободно проходит через стенки альвеол и капилляров в кровь.

Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Артериальная – это какая? (Насыщенная кислородом). Эти процессы происходят во время движения крови по малому кругу кровообращения.Артериальная кровь направляется к органам тела. кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках тканей.

Поэтому кислород благодаря диффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. Кислород используется для биологического окисления, а выделившаяся энергия идет на процессы жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, который поступает из клеток тканей в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную.

Она возвращается к легким и здесь снова становится артериальной. Эти процессы происходят при движении крови по большому кругу кровообращения.

А теперь давайте заполним таблицу в тетрадях. Самостоятельная работа. 

Вопросы для сравненияВ легкихВ тканях
Какая кровь вначале?ВенознаяАртериальная
Какой газ поступает в кровь?КислородУглекислый газ
Какой газ выходит из крови?Углекислый газКислород
Какой стала кровь?АртериальнаяВенозная
В каком круге кровообращения это происходит?В маломВ большом

IVЗакрепление:
А теперь давайте повторим. Прошу одного человека к доске. Расставьте по порядку процессы, происходящие во время вдоха. Карточки закрепляются на магнитной доске); 2 человека по аналогии расскажут устно, как происходит вдох, выдох.

; 1 человек кратко по схеме расскажет, как происходит газообмен в легких, и 1 – в тканях.
V. Итог и рефлексия:
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели как протекает вдох и выдох, узнали как происходит газообмен к легких и тканях.

Что вас удивило на уроке? О чем вы знали раньше?  Какие моменты урока показались трудными?
VIДомашнее задание: 
Учебник Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И.Н.Беляев § 27/28 с. 140-142.

Провести самонаблюдение: положить рука на грудь и сосчитать число дыхательных движений в 1 мин в положении, лёжа, сидя, после 10 приседаний. Записать результаты в тетрадь.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему « Дыхание на Эльбрусе»

Источник: https://open-lesson.net/361/

Тема 3.5. Дыхательная система

Не дает трахее сужаться

Задание 1. Подпишите указанные органы дыхательнойсистемы

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

Задание2. Вставьте пропущенные слова:

Дышатьнужно через ______. Носовая полость выстлана_________, покрыта многочисленными __________,которые задерживают _________. Клетки носовойполости выделяют _________, которая задерживаетчастички пыли и микробы.

Задание 3. Каковы функции гортани?_________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 4. Вставьте пропущенные слова:

Стенкилегочных пузырьков образованы ________эпителиальных клеток и густо оплетенысеткой __________. Эпителиальные клеткипузырьков выделяют __________, которые ввиде тонкой ___________ выстилают их внутреннююповерхность. Эта ____________ поддерживаетпостоянный объем пузырьков и не даетим смыкаться, а также вещества _________обезвреживают ___________, проникающие влегкие с воздухом.

Задание5. Заполните таблицу:

Название органа

Особенности строения

Функции

1. Трахея

2. Бронхи

3. Легкие

Задание6. Установите соответствие между органамипищеварительной системы и иххарактеристиками

Органы дыхательной системы

Характеристика органов

1. Слизистая оболочка

А)Не пропускает пищу в гортань

2. Легочные пузырьки

Б)Не дают трахее сужаться

3. Легкие

В)Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов

4. Бронхи

Г)Поверхностный слой воздухоносных путей

5. Трахея

Д) Начальная часть воздухоносных путей

6. Надгортанник

Е)Выстилает наружную поверхность путей

7. Гортань

Ж)Покрывает стенку и грудную полость изнутри

8. Хрящевые полукольца

З)Внутри содержит ые связки

9. Плевра

И)Самая длинная часть воздухоносного пути

10. Носовая полость

К)Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров

Л)Место газообмена между легкими и кровью

М)Место диффузии газов

Ответ: 1._____; 2._____; 3._____; 4._____; 5._____; 6._____;7._____; 8.______; 9.______; 10._____.

Задание7. Выберите правильный ответ:

1. В процессе дыхания воздух последовательнопроходит следующие отделы воздухоносныхпутей:

А) носовая полость -бронхи – альвеолы легких – трахея

Б)трахея — гортань -носовая полость – альвеолы легких -бронхи

В) носовая полость -трахея – альвеолы легких – гортань

Г) носовая полость -гортань – трахея – бронхи – альвеолылегких

Ответ:_________________

2. В дыхательных движениях у человекаучаствуют:

А) мышцы верхних конечностей В) межреберныемышцы и диафрагма

Б) мышцы нижних конечностей Г) мимические мышцы

Ответ: ________________

Задание 8.Ответьте на предложенные вопросы.Ответы поясните. Используйте 2-3предложения.

        1. Всем хорошо известно, что при дыхании мы поглощаем из воздуха кислород, а выдыхаем углекислый газ. Значит ли это, что чем больше во вдыхаемом воздухе кислорода и чем меньше углекислого газа, тем лучше, то есть, в идеальных условиях в воздухе вообще нет углекислого газа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        1. Обычно выдох немного продолжительнее вдоха.

          Кем работает человек, если во время исполнения им своих профессиональных обязанностей его выдох, (именно выдох, а не задержка дыхания), может длиться в 30-50 раз дольше вдоха? После работы его вдох и выдох не слишком отличаются попродолжительности. ___________________________________ ________________________________________________________________________________

Задание 9.Решите кроссворд:

По вертикали: 1.Соединение кислорода с гемоглобином.

По горизонтали:2. Участок верхнихдыхательных путей. 3. Вещество, входящеев состав табачного дыма. 4. Заболевание,связанное с нарушением проведениявоздуха по дыхательным путям. 5. Процессвентиляции легких, сопровождающийсяпоглощением кислорода, выделениемуглекислого газа. 6.Парные органы, вкоторых происходит газообмен. 7.

Органдыхательного аппарат, представляющийсобой трубку, выставленную слизистойоболочкой. 8. Измерение жизненной емкостилегких. 9. Обмен между газами при дыхании.10. дыхательная мышца. 11. Оболочка,покрывающая легкие и выстилающая изнутристенки грудной полости. 12. Газ, входящийв состав воздуха. 13. Заболевание легких.14. Газ, необходимый для дыхания. 15.

Участоквоздухоносного пути, образующий “дерево”

Источник: https://studfile.net/preview/2893503/page:8/

Страница Врача
Добавить комментарий