Легочные пузырьки это

Респираторный дистресс-синдром (РДС) у недоношенных детей

Легочные пузырьки это

Респираторный дистресс-синдром (РДС) у недоношенных детей

Синдром дыхательных расстройств или «респираторный дистресс-синдром» новорожденного представляет собой расстройство дыхания у недоношенных детей в первые дни жизни, обусловленное первичным дефицитом сурфактанта и незрелостью легких.

Это один из самых распространенных диагнозов у детей, родившихся на сроке менее 34 недель гестации. РДС является наиболее частой причиной возникновения дыхательной недостаточности в раннем неонатальном периоде у новорожденных.

Встречаемость его тем выше, чем меньше гестационный возраст и масса тела ребенка при рождении.

Причины развития РДС у новорожденных

Основные  причины развития РДС у новорожденных – это нарушение образования в альвеолах  легких  специального вещества – сурфактанта, связанное с функциональной и структурной незрелостью легочной ткани.  Сурфактант представляет собой  природное вещество, состояще из фосфолипидов и четырех видов белка, которое  покрывает стенки дыхательных пузырьков – альвеол. 

Легкие плода до родов находятся в спавшемся состоянии , легочные пузырьки – альвеолы напоминают сдувшиеся воздушные шарики.

После рождения ребенок делает первый вдох, легкие расправляются и из сдувшихся шарики  должны превратиться в надутые. Однако все структуры легких у малышей с массой тела менее 1500 г при рождении незрелые.

Они менее воздушные и более полнокровные, а самое главное, в них отмечается недостаток сурфактанта.

Развитие дыхательных нарушений связано с тем, что несмотря на активное дыхание, у ребенка не хватает сил, чтобы расправить спавшиеся альвеолы.

При возникновении респираторного дистресс синдрома у ребенка появляется одышка, возникающая в возрасте от первых минут до первых часов жизни, может отмечаться «стонущее дыхание» за счет компенсаторного спазма ой щели на выдохе.

Дыхательные нарушения проявляются западением грудной клетки на вдохе (втягивание мечевидного отростка грудины, подложечной области, межреберий, надключичных ямок), которые могут сопровождаться возникновением напряжения крыльев носа, раздувания щек (дыхание «трубача»); может отмечаться цианоз  (синюшность кожных покровов прежде всего в области дистальных отделов конечностей – ладошек и стоп и носогубного треугольника) при дыхании воздухом с нарастающей потребностью в дополнительной подаче кислорода.

Рентгенологическая картина РДС зависит от тяжести заболевания – от небольшого уменьшения пневматизации до «белых легких». Характерными признаками являются: диффузное снижение прозрачности легочных полей, ретикулогранулярный рисунок и полоски просветлений в области корня легкого (воздушная бронхограмма).

Профилактика и лечение РДС у недоношенных детей

При угрозе преждевременных родов на 32 неделе гестации и менее беременная женщина должна быть госпитализирована в акушерский стационар III уровня (в перинатальный центр), где имеется отделение реанимации новорожденных.  Риск развития РДС тем выше, чем более недоношенным рождается ребенок.

Но этот риск можно снизить. Для этого всем беременным женщинам на сроке гестации 23-34 недели при угрозе преждевременных родов проводят курс гормональной терапии кортикостероидами для профилактики РДС недоношенных и снижения риска возможных неблагоприятных осложнений у ребенка таких, как ВЖК и НЭК.

Возможны две альтернативные схемы пренатальной профилактики РДС: Бетаметазон – 12 мг внутримышечно через 24 часа, всего 2 дозы на курс; или Дексаметазон – 6 мг внутримышечно через 12 часов, всего 4 дозы на курс. Стероидные гормоны ускоряют созревание легких  у плода.

Максимальный эффект терапии  развивается спустя 24 часа после начала терапии и продолжается неделю. К концу второй недели эффект от терапии стероидами значительно снижается.

Повторный курс профилактики РДС  рекомендован только спустя 2-3 недели после первого в случае повторного возникновения угрозы преждевременных родов на сроке беременности  менее 33 недель.

Профилактически уже в первые 20 минут жизни всем детям, родившимся на сроке гестации 26 недель и менее при отсутствии проведения их матерям полного курса антенатальной профилактики стероидами проводится введение сурфактанта в легкие.

Также сурфактант в родильном зале вводится всем новорожденным гестационного возраста ≤ 30 недель, потребовавшим интубации трахеи в родильном зале. Наиболее эффективное время введения первые 20 минут жизни.

Недоношенным детям гестационного возраста > 30 недель, потребовавшим интубации трахеи в родильном зале при сохраняющейся зависимости от FiО2 > 0,3-04. Наиболее эффективное время введения – первые два часа жизни.

Недоношенным детям на стартовой респираторной терапии методом СРАР в родильном зале при потребности в FiО2 ≥ 0,5 и более для достижения SpО2 = 85% к 10 минуте жизни и отсутствии регресса дыхательных нарушений, а так же улучшения оксигенации в последующие 10-15 минут.

В неонатологии  используют сурфактант, получаемый из легких животных, свиней или коров. Вещество проходит тщательную очистку от любых инфекционных агентов (вирусов, бактерий), в также специфических животных белков, что исключает развитие аллергических реакций.

  Сурфактант представляет собой белый раствор, который вводится через трубочку прямо в  легкие ребенка. Он быстро распространяется по всем дыхательным  путям и буквально на глазах увеличивает насыщение крови кислородом.

В некоторых случаях ребенок нуждается в двухкратном или даже трехкратном введении сурфактанта.

Повторное введение сурфактанта с лечебной целью рекомендовано: детям гестационного возраста ≤35 недель на СРАР, уже получившим первую дозу сурфактанта, при переводе их на искусственную вентиляцию легких в связи с нарастанием дыхательных нарушений

Недоношенным, родившимся на сроке гестации 32 недели и менее в случае отсутствия дыхания или при нерегулярном дыхании в первые 20 секунд проводится продленный вдох для наиболее эффективного расправления альвеол и формирования функциональной остаточной емкости легких.

  После восстановления спонтанного дыхания проводится респираторная терапия с положительным давлением в дыхательных путях методом СРАР (Сontinuous  Positive Airway Pressure), что помогает поддерживать легкие в расправленном состоянии даже когда ребенок делает выдох.

 

Искусственная вентиляция легких у недоношенных проводится при сохраняющейся на фоне респираторной терапии нерегулярности сердцебиения иили отсутствии самостоятельного дыхания.

Потребность в дополнительной оксигенации до 45-50%, а так же в высоком давлении к концу вдоха у недоношенных новорождённых является показанием для перевода на высокочастотную осцилляторную вентиляцию легких (ВЧОВЛ).

Высокочастотная ИВЛ – это особый, высокотехнологичный метод проведения искусственной вентиляции легких. При ВЧОВЛ отсутствуют привычные дыхательные движения, так как здесь не происходит привычного вдоха и выдоха.

Газообмен обеспечивается за счет высокочастотных колебаний воздушной смеси – осцилляций. При этом можно увидеть, как грудная клетки ребенка колеблется.

Преимуществом такой респираторной терапии является то, что газообмен в  легких происходит практически непрерывно, что необходимо в тех случаях когда легкие ребенка очень незрелые и ли в них имеется воспалительный процесс.

При ВЧО ИВЛ за счет стабилизации объема альвеол происходит уменьшение ателектазов (участков слипания легочных альвеол), увеличение площади газообмена и улучшение легочного кровотока.

В результате правильно проводимой терапии достигается уменьшение вентиляционно-перфузионного соотношения, уменьшается потребность в высокой концентрации кислорода.

При этом уменьшается дыхательный объем, снижается перерастяжение легких и уменьшается риск повреждения легких за счет баро – и волюмотравмы.

Источник: https://ncagp.ru/index.php?_t8=378

Международный научно-популярный журнал «Мастерство online»®

Легочные пузырьки это

pdf-версия статьи

Приложение

Н.В. Супрун,
магистр биологических наук, преподаватель Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Аннотация. Представлена методическая разработка урока анатомии по теме «Дыхательная система».

Ключевые слова: органы дыхания, ые связки, вред курения.

Тема урока: «Дыхательная система».

Цели:

Закрепить знания о строении и особенностях органов дыхания человека.

Способствовать развитию умений анализировать, систематизировать, обобщать изучаемый материал, продолжить формировать навыки работы в парах и малых группах.

Воспитывать бережное отношение к здоровью, негативное отношение к курению, чувства взаимопонимания и взаимоуважения.

Оборудование: ЖК-телевизор, компьютеры, тесты, составленные в компьютерной программе Delphi 7.0, муляж гортани, жетоны для контроля ответов, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, сообщает тему урока (слайд 1).

2. Проверка домашнего задания

Разгадывание подготовленных учащимися кроссвордов по теме «Строение органов дыхания». Комментирование и оценивание кроссвордов учащимися группы (За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 жетон).

3. Закрепление знаний

Работа за компьютерами в парах

Задание. Дополните текст:

Процесс газообмена, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа, называется … (дыханием). К воздухоносным путям относятся … (носовая полость, носовая часть глотки, гортань, трахея, бронхи).

Гортань представлена хрящами: … (щитовидным, черпаловидными, перстневидным, надгортанником). Процесс газообмена происходит в … (легких) благодаря наличию в них … (легочных альвеол).

Легкие пронизаны пузырьками неправильной формы – … (альвеолами), которые оплетены сетью … (капилляров) с целью … (газообмена).

Задание. Подпишите цифры на рисунке, изображенном на мониторе компьютера:

(1 – носовая полость; 2 – носоглотка; 3 – гортань; 4 – трахея; 5 – бифуркация; 6 – бронх)

Задание. Найдите соответствия

1. Слизистая оболочка

2. Легочные пузырьки

3. Легкие

4. Бронхи

5. Трахея

6. Надгортанник

7. Гортань

8. Хрящевые полукольца

9. Плевра

10. Носовая полость

А. Не пропускает пищу в гортань

Б. Не дают трахее сужаться

В. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микроорганизмов

Г. Поверхностный слой воздухоносных путей

Д. Начальная часть воздухоносного пути

Е. Покрывает стенку грудной полости изнутри

Ж. Внутри содержит ые связки

З. Самая длинная часть воздухоносного пути.

И. Место газообмена между легкими и кровью

К. Место диффузии газов

(1-Г, 2-И, 3-К, 5-З, 6-А, 7-Ж, 8-Б, 9-Е, 10-В, Д)

Фронтальная проверка выполненных заданий (слайды 2, 3, 4) (За ответы учащиеся получают жетоны).

Физкультминутка.

Строение гортани.

Описание строения гортани с помощью предложенного муляжа.

– Объясните выражение «Когда я ем, я глух и нем».

Голосовые связки.

Демонстрация видео «Чем отличаются ые связки мужчины и женщины»

https://russia.tv/video/show/brand_id/46783/episode_id/1214853/video_id/1198731/.

– Каким образом на наши ые связки влияет повышение голоса? Почему вам, будущим специалистам в области физического воспитания, необходимо беречь ые связки?

Влияние курения на дыхательную систему.

– Перед вами на фотографии легкое человека, который всю жизнь курил (слайд 5). Чем оно отличается от легкого здорового человека?

– А сейчас мы перенесемся в зал суда, где происходит суд над сигаретой (Игровой момент «Суд над сигаретой»).

Судья. В открытом судебном заседании слушается гражданское дело № 2 «Об ответственности человеческого порока – курения». В качестве обвиняемой вызывается сигарета. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Ваша честь, господа присяжные! Сегодня мне выпала благородная задача – открыто выступить против курения. До последнего времени курение завоёвывало страны и континенты. Но мода на курение уже прошла. Правда, это за границей. А у нас практически половина населения курит.

Судья. Приступаем к исследованию по делу обвиняемого. Итак, Ваша фамилия, имя, отчество?

Обвиняемый. Имею только имя – Сигарета.

Судья. Дата Вашего рождения.

Обвиняемый. Точно не установлено.

Судья. Ваши родители?

Обвиняемый. Их у меня много. Это и колумбийцы, и португальцы. Своим родителем я могу считать и Колумба, который ввез табак в Европу, и Петра Первого, который разрешил ввоз табака из-за границы.

Судья. Кто является Вашими соучастниками?

Обвиняемый. Это спекулянты, предприниматели, рекламодатели, те люди, которые меня употребляют, а также мой любимый друг – незнание.

Судья. Вызываем первого свидетеля обвинения – Организм человека.

Организм человека. По данным ВОЗ, от сигареты ежегодно погибают люди в относительно молодом и трудоспособном возрасте.

Рассмотрим влияние сигареты на легкие. Частицы дыма, дегтя оседают на стенках бронхов и легочных пузырьков. Многие вещества табачного дыма вызывают рак. Поэтому курящие люди заболевают раком легких в 10 раз чаще некурящих. Каждую минуту в мире от табака умирает один курильщик.

Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов. У курящих в 13 раз чаще, чем у некурящих, возникает инфаркт.

Судья. Вызывается следующий свидетель обвинения – Жена курящего.

Жена курящего. Ваша честь! Мы, жены курящих мужей, живем на 4 года меньше по сравнению с женщинами, у которых мужья не курят. При пассивном курении риск развития рака легких увеличивается на 30 %.

Судья. Просим дать показания свидетеля защиты – Дымового.

Дымовой. Ваша честь! Сигарета делает человека уверенным в себе при любых обстоятельствах. Курить – это красиво, элегантно, современно. Курение – это символ независимости. Вы наблюдали, как молодые люди курят? Они не просто курят, а курят «шикарно», держа сигарету особым способом.

Судья. Что скажет прокурор?

Прокурор. Уважаемый суд и господа присяжные! Прошу принять самые строгие меры к сигарете. Она является соучастником многих преступлений.

Судья. Выслушав все «за» и «против», суд постановил:

Считать курение вредной привычкой человека и исключить его из Гуманитарного колледжа.

Обсуждение проблемных вопросов.

Вопрос 1. Правда ли, что «Дыхание – это жизнь»? (слайд 6).

Вопрос 2. В легкие поступает огромная масса крови. 33 % всей крови находится в легочных капиллярах. Объясните причину данного явления (слайд 7).

Работа в малых группах.

Группа 1 разгадывает предложенные ребусы и составляет свои.

Группа 2 выполняет тест на компьютерах (компьютерная программа Delphi 7.0 для составления тестов выставляет отметки самостоятельно).

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Выставление отметок осуществляется с учетом количества накопленных учащимися жетонов.

5. Домашнее задание (слайд 8).

Иваницкий, М.Ф., «Анатомия человека» – повторить материал на с. 256–264.

Творческое задание: составить презентацию по теме «Органы дыхания».

6. Рефлексия.

Учащимся предлагается на бумажных носителях (мобильных телефонах) написать смс-сообщение другу или родителям о том, как прошел урок и на какую оценку работал учащийся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М.Ф. Иваницкий. М., 2008.

2. Канунникова, Н.П. Основы анатомии и физиологии человека : учеб. пособие / Н.П. Канунникова, Н.З. Башун. Гродно, 2007.

3. Пепеляева, О.А. Поурочные разработки по биологии. Человек / О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. М., 2007.

Библиографическая ссылка

Н.В. Супрун Разработка урокапо учебной дисциплине «Анатомия» (специальность «Физическая культура») // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2017. – 3(12).
Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2959
Дата доступа: 8 Февраля 2020

Источник: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2959

Страница Врача
Добавить комментарий